←  Высокое Средневековье

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Разграбление крестоносцами Константинополя.

Фотография Лимарев Лимарев 17.12 2009

Лимарев В.Н.

Разграбление крестоносцами Константинополя.

Сокращено:
Полный текст: http://latin-history...d.ru/1202-1.htm

Попытка папы Иннокентия 3 сразу после прихода к власти в 1198 году организовать крестовый поход не увенчалась успехом. Не смотря на активную пропаганду и частную инициативу крестоносцев, не один европейкой король активно не поддержал идею крестового похода.
Папа Инакентий3 постоянно вел переговоры с Венецией о доставке крестоносцев морским путем в Египет, куда предполагалось направить основной удар. Но венецианцы, установившие нормальные торговые отношения с арабами, начали двойную игру.
Венецианцы требовали плату за перевозку крестоносцев в Египет, крестоносцы не могли собрать требуемую сумму.
Наконец венецианцы согласились транспортировать войско крестоносцев с условием, что оно предварительно захватит далматский город Зару (хорватский город Задар), в котором по их сведениям находились базы морских пиратов.
8 ноября 1202 года крестоносцы отплыли из Венеции в четвертый крестовый поход на 480 кораблях.
Через неделю крестоносцы взяли город Зару и разграбили её.
При посредничестве легатов Папы в Зару решалась дальнейшая судьба похода.
В город прибыл претендент на царский престол в Константинополе Алексей Ангел (Алексей 4 ), сын отстраненного от власти в Константинополе Исаака Ангела.
Крестоносцам за помощь в возвращении императорского престола Алексей Ангел обежал заплатить 200 тысяч марок, по тем временам огромную сумму.
23 июня 1203 года флот приблизился к Константинополю. 17 июля начался штурм города.
Город защищали только наемники и враги византийцев - пизанские купцы. После тринадцатидневной осады император Алексей 3 бежал, оставив город на произвол судьбы. Первого августа 1203 года Алексея Ангела короновали императорской короной.
После коронации он должен был выполнить обещание данное Папе о подчинение византийской церкви Римскому Папе, а так же выплатить крестоносцам огромную сумму денег (200 тысяч марок) за оказанные ему услуги. Деньги он собрать не смог, так как греки не признали его своим императором, религиозные требование Папы были отвергнуты.
23 января 1204 года в Храме Святой Софии собралась элита Константинополя: сенаторы, духовенство, богатые горожане. На общем собрании решили сместить Алексея 4 с престола. После приятия решения, заговорщики отправили Алексея 4 и его отца в темницу, где они были умерщвлены. Императором, под именем Алексея 5, был назначен придворный аристократ Алексей Дука по прозвищу Муцуфл. Крестоносцы в это время ещё находились у стен Константинополя в ожидании откупа, обещанного Алексием 4.
Алексий 5 потребовал, чтобы крестоносцы покинули территорию Византии, крестоносцы отказались – переговоры зашли в тупик.
Алексей 5 приступил к организации обороны Константинополя.
Атаку на город крестоносцы начали 9 апреля 2004 года. 12 апреля 1004 года крестоносцы ворвались в Константинополь. Попытки Алексея 5 (Муцуфла) призвать жителей города к обороне не увенчались успехом. Алексей 5 бежал из города на шлюпке.
Крестоносцы, ворвавшись в город, приступили к его разграблению. И по варварским законам грабили три дня.

Читайте:
«Крестовый поход против альбигойцев. Трагедия страны трубадуров».
http://latin-history.narod.ru/nef.htm
Ответить

Фотография Alisa Alisa 17.12 2009

Лимарев, статья по ссылке не такая уж большая. Почему вы не выложили ее полностью? Если ваша основная цель - привлечение пользователей на ваш сайт, то мы примем соответствующие меры и в следующий раз в подобной ситуации будет просто удалять ссылку.
Ответить

Фотография Лимарев Лимарев 17.12 2009

Лимарев, статья по ссылке не такая уж большая. Почему вы не выложили ее полностью? Если ваша основная цель - привлечение пользователей на ваш сайт, то мы примем соответствующие меры и в следующий раз в подобной ситуации будет просто удалять ссылку.

Не нравится, удаляйте.
Ответить

Фотография sponson sponson 18.12 2009

В город прибыл претендент на царский престол в Константинополе Алексей Ангел (Алексей 4 ), сын отстраненного от власти в Константинополе Исаака Ангела.
Крестоносцам за помощь в возвращении императорского престола Алексей Ангел обежал заплатить 200 тысяч марок, по тем временам огромную сумму.
23 июня 1203 года флот приблизился к Константинополю. 17 июля начался штурм города.
Город защищали только наемники и враги византийцев - пизанские купцы. После тринадцатидневной осады император Алексей 3 бежал, оставив город на произвол судьбы. Первого августа 1203 года Алексея Ангела короновали императорской короной.
После коронации он должен был выполнить обещание данное Папе о подчинение византийской церкви Римскому Папе, а так же выплатить крестоносцам огромную сумму денег (200 тысяч марок) за оказанные ему услуги. Деньги он собрать не смог, так как греки не признали его своим императором, религиозные требование Папы были отвергнуты.


А при чем тут крестовый поход? Просто поддержка дворцового перевора при определенных улсовиях.
Ответить

Фотография Лимарев Лимарев 18.12 2009

А при чем тут крестовый поход? Просто поддержка дворцового перевора при определенных улсовиях.


Согласен, но общепринято это называть это мероприятие 4 крестовым походом. так как изначально крестоносцы плыли завоевывать Египет, а потом изменили маршрут.
Ответить

Фотография sponson sponson 19.12 2009

Согласен, но общепринято это называть это мероприятие 4 крестовым походом. так как изначально крестоносцы плыли завоевывать Египет, а потом изменили маршрут.


Было бы это мероприятие крестовым походом тогда, когда папа бы издал булу - уничтожить гнездо православия, переобратить насильственно местных православных в католиков.

А тут просто поддержка дворцового переворота при определенных условиях.

И все дело в том, что не было ни одного крестового похода католиков проти православных.

А считают и, что А. Невский отбил какой-то крестовый поход, и, что в данном случае был крестовый поход. Но не было этого.
Ответить

Фотография Лимарев Лимарев 19.12 2009

Было бы это мероприятие крестовым походом тогда, когда папа бы издал булу - уничтожить гнездо православия, переобратить насильственно местных православных в католиков.

А тут просто поддержка дворцового переворота при определенных условиях.

И все дело в том, что не было ни одного крестового похода католиков проти православных.

А считают и, что А. Невский отбил какой-то крестовый поход, и, что в данном случае был крестовый поход. Но не было этого.

Да действительно антагонизма большого не было. Иннокентий3 наводил порядок в всем христианском мире. Он пытался подчинить себе те церковные организации, которые подчинялись Риму и добивался это очень упорно.
В Англии происходили драматические события, он через отлучение от церкви заставил английского короля подчиниться. В Южной Франции (Лангедок) привели в лоно церкви кровавым путем. Касательно Византии, то после так называемого переворота духовенство бежало в Никею, откуда было организовано сопротивление против латинян.
Православное Киликийское армянское царство вынудили принять католицизм.
Но если Вам хочется думать иначе, думайте, но это будет предвзятое мнение. А назвать поход крестоносцев в Византию крестовым походом или нет не суть важно.
Кстати, католики и в России Лжедмитриев сажали на престол, католицизм поражает меня свои лицемерием. Человеческой кровушки пролито католиками море, ни одна религия с ними в этом сравнится в этом не может.
Ответить

Фотография Ярослав Стебко Ярослав Стебко 02.01 2010

А при чем тут крестовый поход? Просто поддержка дворцового перевора при определенных улсовиях.

:lol: Это близкий к науке человек пишет. Спонсон, вы бы не позорились, коль не знаете, что взятие Константинополя крестоносцами является частью такого мероприятия, как 4-й крестовый поход. Кто такой перевор я догадался, но при переворотах государство не уничтожается. То, что вы не знаете о существовании Латинской империи - простительно, ну куда ж вы тогда со своим высоким мнением встреваете?

И все дело в том, что не было ни одного крестового похода католиков проти православных.

А против кого они были? :lol:
Ответить

Фотография Estufero Estufero 18.01 2010

:P Это близкий к науке человек пишет. Спонсон, вы бы не позорились, коль не знаете, что взятие Константинополя крестоносцами является частью такого мероприятия, как 4-й крестовый поход. Кто такой перевор я догадался, но при переворотах государство не уничтожается. То, что вы не знаете о существовании Латинской империи - простительно, ну куда ж вы тогда со своим высоким мнением встреваете?

Хочу заметить Вам, Ярослав, что так называемый Четвертый крестовый поход направлялся в Сирию. По дороге они должны были помочь Алексею IV Ангелу вернуть себе константинопольский престол, что им и удалось сделать. Алексей обещал оплатить им расходы на флот, предоставленный крестоносцам венецианцами, из византийской казны. Однако в Константинополе произошел новый переворот, и власть захватил Алексей Мурзуфл, который и не собирался ничего выплачивать крестоносцам. Алексей Ангел был по его приказанию убит. Разозленные крестоносцы во второй раз взяли Константинополь и разграбили его под чистую. Крестовый поход был сорван. Причем, папа Иннокентий III грозил им за это отлучением.
Ответить

Фотография posluh posluh 23.02 2010

Хочу заметить Вам, Ярослав, что так называемый Четвертый крестовый поход направлялся в Сирию. По дороге они должны были помочь Алексею IV Ангелу вернуть себе константинопольский престол, что им и удалось сделать. Алексей обещал оплатить им расходы на флот, предоставленный крестоносцам венецианцами, из византийской казны. Однако в Константинополе произошел новый переворот, и власть захватил Алексей Мурзуфл, который и не собирался ничего выплачивать крестоносцам. Алексей Ангел был по его приказанию убит. Разозленные крестоносцы во второй раз взяли Константинополь и разграбили его под чистую. Крестовый поход был сорван. Причем, папа Иннокентий III грозил им за это отлучением.

ничего себе, бандитское, оправдание
Ответить

Фотография konde konde 16.03 2010

/Попытка папы Иннокентия 3 сразу после прихода к власти в 1198/;

- Вы можете думать про оное что хотите я же, Конде знает что латинское "orden" переводится в русском_(и в древнеруском тоже) как - "приказ". А в Византии приказы были еще и военизированные тоже, и основать их могли лишь по решению высшего законодательного органа, включая и Луцкого Сьезда князей, с участием тех двух имперадоров византийских Восточного так и Западного или самого императора. Который выбирался обоими сенатами тех двух комунидадов Восточного_(Росью) и Западного, почему корона его императора и имела в своем бодюре две полушарии;
- Западная и
- Восточная!

Сам же какой-то патриарх одного лишь течения Общей Христианской Церкви, католической или ортодоксальной, пусть даже или монотеиской) основать такие воинские приказы право не имел. Иначе его Верховная Патриархия Христанского культа Комунидада Святой_(Svjawenoj) Римской империи_(Византии), она же и "Правословная_Правоглаголившея_Единственная_Истеная" заменила бы его на другого. Вы понимаете о чем и о ком дал Конде?


Что касается уже "взятия Константинополя крестоносцами" то здесь тоже не без греха, со стороны официальной ссылки. Город сей в Византии считался как "царь всех городов византийских" но, и не как однa из тех трех столиц Комунидада. Не спорю, что в момент когда Восточный Рим_(konec IV veka i nachalo V) капитулировал перед Византией, когда у ворот его "дали литры золота гуннам", тогда бывший кесарь римский на высшую корону чем кесарьскую он расчитывать не мог, выше были лишь "готы" и сам "император Византии"_(тоже "гот"), вот сия корона кесаря в последующем и накликая беды на головы малоазиатцев. Почему ее окончательно и упразднили_("готы" ее окончательно отобрали) во время "взятия Константинополя турками"!
Сообщение отредактировал konde: 16.03.2010 - 16:49 PM
Ответить

Фотография Кесарь Кесарь 14.08 2010

И Константинополь грабили почти 50 лет,и прчём не всё успели вывести на запад
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 04.09 2012

http://digitalschool...ges/img2_14.jpg
Настенная живопись. Изображение из Зала Великого Совета, Дворец Дожей, Венеция: Взятие Константинополя крестоносцами.
Ответить

Фотография Ярослав Стебко Ярослав Стебко 04.09 2012

http://digitalschool.minedu.gov.gr/modules/ebook/show.php/DSGL-B131/179/1255,4514/images/img2_14.jpg
Настенная живопись. Изображение из Зала Великого Совета, Дворец Дожей, Венеция: Взятие Константинополя крестоносцами.

Это что за брустакой, по котрому ползут штурмующие?
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 04.09 2012

Тут чуть шире обзор картины.
http://www.varvar.ru...tintoretto2.jpg
http://russdom.ru/ol.../skin/konst.jpg
http://historic.ru/b...ic/st220_03.jpg
Работа Тинторетто, 16 век.

Думаю, Ярослав, что это изображена лестница (или рея?), сброшенная прямо с (мачты?) судна (галеры?) на выступ стены Константинополя. Впечатление, вроде крестоносцам с корабля не терпится ворваться в беззащитный Город чтобы начать грабёж. Но на соседнем корабле - поближе к зрителю - это приспособление больше похоже на рею.
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 18.03 2015

Никита Хониат
Книга о статуях города Константинополя

Когда в нашей империи гражданская власть, по неисповедимым судьбам Господа, правителя и распорядителя всех дел человеческих, досталась в удел французам, а власть духовная {427} выпала на долю венециян, прибыл из Венеции в Константинополь в качестве константинопольского патриарха некто Томас. Он был среднего роста, но такого тучного сложения, что казался жирнее откормленной свиньи. Лицо он брил, как все прочие его соплеменники, и бороду свою жал бритвою чище серпа, – одевался в платье, как будто пришитое к телу и плотно облегавшее обе руки, – носил на руке перстень и иногда надевал на руки кожаные перчатки, обтягивавшие каждый палец. Вместе с ним приехала свита {428} монахов и священнослужителей – одинаковой смазки, совершенно схожая со своим начальником и по одежде, и по образу жизни, и по жнитью бороды.

С первого же, как говорится, шага выказывая в себе языческое сребролюбие, они придумали новый род разбоя, не приходивший на ум никому из прежних грабителей Царьграда. Именно, они вскрыли гробницы царей, стоявшие в погребальном приделе, пристроенном к главному храму Учеников Христовых, и среди ночи ограбили их все, святотатственно похитив все золотые украшения, жемчуга и блестящие драгоценные камни, которые доселе лежали в них сохранно. Тело царя Юстиниана оказалось после столь многих столетий неповрежденным. Хотя это явление поразило их, как чудо, однако не удержало от святотатственного грабежа. Таким образом западные пришельцы не щадили, можно сказать, ни живых, ни мертвых; но с одинаковым безразличием и нечестием относились ко всему, начиная с Бога и угодников Божиих. Спустя немного времени они сняли даже завесу большего храма, ценимую в несколько тысяч мин чистого серебра и по всей поверхности испещренную золотом.

Но так как и после этого они нуждались в деньгах (потому что сребролюбие варваров {429} никогда не знает пресыщения), то обратили свои взоры на медные статуи и обрекли их на расплавку. Так была расплавлена и превращена в монету стоявшая на Константиновской площади медная статуя Геры, одну голову которой едва могли перевезти на колесах в большой дворец четыре запряжки волов. Вслед за нею снят был с пьедестала Парис Александр, стоявший рядом с Афродитою и подававший ей рукою золотое яблоко богини раздора.

Кто не изумлялся разнообразию художественных украшений, любуясь на известный высокий, четырехугольный, медный столп, почти равнявшийся высотой с самыми большими колоннами, рассеянными по всем частям города? Среди разных изображений, представленных на нем, можно было видеть всякого рода певчих птиц, воспевающих весну, труды земледельцев, пастухов с флейтами, доение коров, блеющих овец, прыгающих баранов, – там разливалось широкое море и виднелись стада рыб, из которых одни бились в неводе, а другие, прорвав сети, опять свободно неслись в глубину; здесь по два и по три стояли друг против друга нагие эроты и перекидывались яблоками, заливаясь громким сладостным смехом. На верху этого четырехугольного{430} столпа, оканчивавшегося остроконечно, пирамидою, красовалась статуя женщины, поворачивавшаяся при каждой перемене ветра и потому названная ветроуказательницею. Латиняне отдали, однако, этo прекраснейшее произведение искусства на расплавку, равно как стоявшего среди Таврской площади на столообразном пьедестале всадника необыкновенной силы и поразительной наружности. Некоторые говорили, что этот всадник был Иисус Навин, заключая из того, что он протяжением руки к солнцу, склоняющемуся на запад, как бы повелевал ему остановиться над Гаваоном; но большею частию думали, что это был родившийся и воспитавшийся в Пелопоннесе Беллерофонт, верхом на Пегасе. В самом деле, конь был без узды, как и Пегас по преданию, который свободно носился по полям и летал на своих крыльях и быстрых ногах, не слушая никакого всадника. Кроме того, все говорили, по исстари дошедшей до нас молве, что в переднем левом копыте этого коня заключена статуя человека, представлявшая, по словам одних, венециянина, а по уверению других – какого-нибудь другого иноземца из западных, не бывших в союзе с римлянами, {431} народов, или даже болгара. В прежнее время несколько раз укрепляли это копыто, чтобы нельзя было похитить того, что, по общему мнению, скрывалось внутри его. Когда конь вместе с всадником был разбит на куски и расплавлен, то найдена была и похороненная в копыте коня медная статуя, одетая в сермягу, делаемую из овечьей шерсти. Мало заботясь о том, что было на ней изображено, латиняне и ее бросили в огонь.

Не ценя изящества, варвары не пощадили также статуй и разного рода других дивных произведений искусства, стоявших в ипподроме. Наравне с упомянутыми они перелили их в монету, обменяв таким образом крупные вещи на мелочь и то, что в свое время стоило величайших издержек, променяв на несколько ничтожных кусков меди. Так ниспровергнута была огромная статуя Геркулеса {432} Тригеспера, покоившаяся на такой же огромной корзине. Поверх корзины была представлена разостланная львиная кожа, голова которой, хотя и медная, смотрела так страшно, что, по-видимому, каждую минуту готова была зарычать, и не в шутку путала глупых зевак. На этой коже сидел Геркулес – не с колчаном или луком в руках, и не с поднятою вверх булавою, но просто без всего, – правую ногу и правую руку протянув во всю длину, левую ногу согнув в колене и опершись на локоть левой руки, а остальную часть ее выдвинув вперед и на ее ладонь слегка склонив голову с выражением грусти. Таким образом он как будто оплакивал свою судьбу и с горестью думал о тяжести поручений, исполнение которых возлагал на него разгордевший от счастья Эврисфей не {433} столько по нужде, сколько по злобе. Статуя имела крепкую высокую грудь, широкие плечи, кудрявые густые волосы, тучные бедра, могучие мышцы и такую громадную величину, каким, я думаю, воображал себе настоящего Геркулеса Лиcимах, создавая из меди в первый и вместе в последний раз это дивное произведение своих рук. В самом деле она была так велика, что шнурок, обертывающий большой палец ее руки, достаточен был на пояс обыкновенному человеку, а обертывающий голень ноги – был в рост человека. Но и такой бесценной статуи не пожалели эти люди, отделявшие мужество от прочих достоинств и усвоявшие его себе одним, как самое высокое качество.

Вместе с нею уничтожили они равным образом статую навьюченного, с мычанием выступавшего вперед, Осла и следовавшего за ним Погонщика, которую поставил Август Кесарь в Акциуме, то есть в элладском городе Никополе, по тому случаю, что когда он, отправившись ночью осмотреть войско Антония, встретился с неизвестным человеком, гнавшим осла, и, испытывая судьбу, спросил его, {434} как его зовут и куда он идет, то получил такой ответ: «меня зовут Никоном, осла моего – Никандром, а иду я к войску Кесаря».

После того они наложили руки на Гиену и Волчицу, которые выкормили Ромула и Рема, и также отдали их на расплавку, выгадав из такого почтенного памятника народной древности несколько пригоршней медной монеты. Той же участи подверглись затем: Человек, сражающейся со львом; Нильская Лошадь, которой задняя часть тела оканчивалась хвостом, покрытым чешуей; Слон, потрясающий хоботом; Сфинксы, представленные спереди красивыми женщинами, сзади страшными чудовищами необыкновенного рода, способными ходить по земле и в то же время легко носиться по воздуху, соперничая с самыми быстролетными птицами; Невзнузданный Конь, с поднятыми вверх ушами и с ржанием величаво и свободно выступающий вперед; древнее страшилище – Сцилла, которая до поясницы имела вид высокой, полногрудой и свирепой женщины, а далее разветвлялась на множество диких чудовищ, представленных нападающими на корабль Одиссея и пожирающими значительное число его спутников.

{435}

Был еще в ипподроме медный Орел – изобретение Аполлония Тианского и великолепное создание его волшебства. Некогда византийцы, пользуясь приездом к ним этого волшебника, обратились к нему с просьбою унять змей, от укушения которых они жестоко страдали. Вследствие того, совершив разные заклинания, придуманные демонами и нечестивыми служителями их, он поставил на столпе изображение орла – восхитительное произведение художественного искусства, любуясь которым нельзя было оторвать глаз и поневоле приходилось остаться прикованным к месту, подобно тому, кто, начав слушать пение сирен, хотел бы уйти от них прочь. Орел расширил крылья, как будто желая взлететь, между тем под его ногами лежал свившийся в кольца Змей, который не пускал его подняться вверх и, уткнув голову в егo крыло, по-видимому, хотел его ужалить. Но усилия ядовитого животного были напрасны. Стиснутый острыми когтями, Змей потерял свою силу и, казалось, скорее готов был заснуть, или испустить дух, чем впиться жалом в крыло победоносной птицы. Таким образом, умирая, он уносил с собою и свой смертоносный яд. Со своей стороны Орел, с гордо величавым взором и только что не раздающимся криком победы, решился поднять его и вместе с ним унесться в воздушное пространство, как это легко было заметить по его торжествующему взгляду. Невольно представлялось {436} затем само собою, что омертвевший в его когтях Змей, лишившись силы своих сокрушительных колец и своего губительного жала, как будто хотел своим безнадежным положением внушить всем прочим византийским змеям, чтобы они ужаснулись его примера, собрались в кучу и убежали в норы. Сверх того, что мы описали, это изображение Орла было замечательно еще в том отношении, что в светлую погоду, когда лучи солнца не закрывались облаками, оно весьма ясно показывало людям, которые смотрели на него с разумением дела, часы дня посредством нарезанных на крыльях Орла двенадцати линий.

А что лилейнораменная, дивнопрелестная, стройная станом Елена, восстановившая всех эллинов против Приамова града, – разорительница Трои, из Трои прибывшая к водам священного Нила и оттуда уже после продолжительного отсутствия возвратившаяся опять в отчизну лаконян, – смягчила ли она несмягчимых? Поколебала ли она их железное сердце? – Увы, ничего подобного не могла сделать даже та, красота которой невольно порабощала всякого, хотя со своим пышным убранством она и в медном изображении казалась обворожительна! Все в ней располагало к любви, – и ее хитон более тонкий, чем паутина, и изящно наброшенное чудной работы покрывало, и облегавший чело венец, представлявшийся сделанным из золота и блестящих драгоценных камней, и пышные, распущенные, {437} слегка развеваемые ветром волосы, стянутые сзади головы перевязью, но потом свободно спускавшиеся косою до самых колен. Ее полураскрытые, как почка розы, уста, казалось, что-то говорили; приятная улыбка, игравшая на них, вливала радость в сердце зрителя. Ее веселый взор, ее дугообразные брови, все прочие члены ее тела были так прелестны, что напрасна всякая попытка изобразить их словом и передать потомству. Где же прекрасная дочь Тиндара, блаженство эротов, любимица Афродиты, украшение природы, предмет соревнования троянцев и эллинов, где было, Елена, твое

 
благотворное питье, которым в Египте щедро тебя наделила супруга Фоона? Где были твои непобедимые обольщения? Почему не воспользовалась ты ими теперь, по-прежнему? Впрочем, вероятно, уже судьбою определено было тебе испытать силу огня, который сама ты, даже своим изображением, постоянно возжигала в крови твоих поклонников. Кому-нибудь, может быть, придет мысль, что потомки Энея осудили тебя на сожжение {438} в отплату за тот огонь, жестоко разожженный твоими прелестями, от которого погибла Троя; но я не могу этого ни сказать, ни подумать, зная, что только одна безумная страсть к золоту побудила их обречь на совершенное уничтожение все эти редкие и прекраснейшие произведения искусства, что они часто готовы продать и отдать за несколько оболов даже своих собственных жен, особенно когда увлекутся игрою в кости, сидят по целым дням за шахматной доской, или когда, надев воинские доспехи, одушевятся не разумным мужеством, но какой-то безумною, слепою страстию друг против друга, предлагая при этом в награду победителю все свое имение, своих законных супруг, которые доставили им счастье называться отцами, и, что всего важнее, даже свою душу, о сохранении которой заботится всякий человек. Притом же могли ли эти необразованные и совершенно безграмотные варвары знать и прочитать то, что сказано о тебе в следующих стихах известной рапсодии?

 

 

  
«Гореусладное, миротворящее, сердцу забвение 
Бедствий дающее»,

{439}

 

 

  
«Нет, осуждать не возможно, что Трои сыны и ахейцы 
Брань за такую жену и беды столь долгие терпят:

Расскажу еще кое-что. Стояла на колонне статуя Молодой Женщины в самом цвете лет, с волосами, зачесанными по обеим сторонам лба и подобранными сзади головы в связку, – не очень высокая, но так, что можно было достать рукою. Правая рука этой Женщины без всякой подпоры держала на своей ладони статую Всадника за одну ногу коня с такой легкостью, с какою иной не в состоянии держать бокала с вином. Всадник был крепкого сложения, в латах, обут в поножи и имел самую воинственную позу. Конь поднял уши, как будто слыша звук трубы, вытянул вверх шею, навострил глаза и, по-видимому, неудержимо несся, взметая ноги в воздух, как бы в пылу военной сшибки.

 

 

  
Истинно, вечным богиням она красотою подобна»!

Позади этой статуи, подле восточного, так называемого рузийского, поворота бегового круга, стояла на пьедестале статуя Возниц – образчик кучерской ловкости. Медные наездники позою своих рук только что не вслух учили состязавшихся живых соперников, что, подъезжая к оборотному столпу, надобно не распускать вожжи, но круче поворачивать лошадей и дружно, сильнее, погонять, {440} чтобы, проехав ближе к черте поворота, заставить своего противника сделать объезд и таким образом прийти после, хотя бы его лошади были быстрее и он был мастер кучерского искусства.

Я не намерен описывать всего; но вот еще несколько слов – oб одном весьма красивом и по художественной отделке почти самом лучшем произведении искусства. На мраморном пьедестале стояла медная статуя животного, представлявшая, вероятно, быка, сколько можно судить по короткому хвосту и не очень отвислой шее, какая обыкновенно бывает у египетских быков, однако – без раздвоенных копыт. Это животное немилосердно душило и грызло своими челюстями какого-то другого животного, которое по всему телу было покрыто такою острою чешуею, что даже легкое прикосновение к его медной статуе сопровождалось ощутительною болью. Большею частию говорили, что первое животное представляло Василиска, а второе, которого оно грызло, – Аспида. Иные, напротив, думали, что первое было нильский бык, а второе – крокодил. Но меня не интересует это различие мнений; замечательна, собственно говоря, странная, дикая борьба того и другого животного, в которой каждое из них и подвергалось нападению, и само нападало, и гибло, и губило, и одерживало верх, и уступало силе, и побеждало, и в то же время само было побеждаемо другим. Первое, – {441} положим, что Василиск, – раздулось все от головы до пят, покрылось какою-то ржавчиною и страшно позеленело, потому что яд проник весь его организм и придал ему совершенно мертвенную наружность: колена подкосились, глаза угасли, вся жизненная сила поблекла. Взглянув на него, можно было подумать, что оно давно уже упало бы замертво, если бы крепкие ноги выше колен не подпирали и не поддерживали его в стоячем положении сами собой, механически. Второе также, которое было стиснуто его челюстями, уже едва дрыгало хвостом и сильно разинуло рот, не имея возможности перевесть дух в страшных тисках: по-видимому, оно покушалось и употребляло все усилия вырваться из мощных зубов и убежать от роковой пасти, но никак не могло, потому что завязло и закрепло в челюстях всем своим телом, начиная от шеи и передних ног до самого хвоста. Так оба они взаимно умерщвляли друг друга: оба бились, оба истощали все усилия, оба побеждали и оба умирали в то же время. Я хочу сказать, что подобного рода взаимное самоистребление, взаимную, беспощадную, губительную и смертоносную борьбу можно видеть не только в статуях или в действительной жизни диких животных, но и в жизни народов, поработивших наше римское государство, – взаимно истребляющих друг друга и истребляемых силою Христа, который, рассеивая языки, {442} хотящие брани, и не благоволя к кровопролитию, дает праведному своему благодатное обетование: на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия(Пс. 90, 13).

Выверено по изданию: Никиты Хониата История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина. Том 2. Перевод под редакцией проф. Н.В.Чельцова. СПб., 1862.

http://www.hist.msu..../Xoniat/2_6.htm

Ответить

Фотография RedFox RedFox 18.03 2015

http://digitalschool...ges/img2_14.jpg
Настенная живопись. Изображение из Зала Великого Совета, Дворец Дожей, Венеция: Взятие Константинополя крестоносцами.

Очень интересная картинка:

Во-первых, естественно, легковооружённые морячки лезут на стену прямо по рее, причём вооружены они, похоже, вообще одними ножами (ничего длиннее за их поясами не видно, а руки заняты передвижением)

Во-вторых, обратим внимание, что штурмующие все босиком - чтоб удобнее было держаться на скользкой палубе, лазить по такелажу, а при штурме и абордаже карабкаться по лестницам и мосткам. Т.е. вот тот крупным планом арбалетчик справа - это по-современному говоря морпех, привычный именно к войне на море.
В-третьих, в левой половине картины видны лестницы, приставленные к стенам, а точнее это решётки, по которым лезут штурмующие. Мне кажется, что это некий палубный настил, который тут используется как лестницы. Для устойчивости фрагменты этого настила стоят очень близко друг к другу, как бы сплошной стеной. Интересный приём!

В-четвёртых, штурмующие все в шлемах и некоторые в кожаных куртках, остальные (таких большинство) в рубахах и коротких штанах, т.е. практически все они моряки (точнее даже гребцы), а не подсаженная на берегу пехота. Это видно также из того, что ни у одного лезущего на штурм нет щита. Очень рисковое с их стороны мероприятие и люди они реально лихие!

 

 

Судя по деталям, картина написана участником событий (на худой конец современником, хорошо знающим детали таких операций и для него они были стандартными) и вполне может быть историческим источником на тему.

 

Ответить

Фотография Elbrus Elbrus 01.11 2015

Судя по деталям, картина написана участником событий (на худой конец современником, хорошо знающим детали таких операций и для него они были стандартными) и вполне может быть историческим источником на тему.

Эпическая сила... Вот к вам не придет сотрудник ВМФ РФ и не попросит написать картину эпической победы наших трех катеров против трех авианосцев супостатов - вы откажетесь? И даже за 100500 мульнов?

Тут вы правильную фразу избираете:: "возможно все..." Но и невозможно...

Ответить

Фотография Стефан Стефан 13.11 2015

"Западная империя распалась: Италия вышла из-под немецкого владычества, в самой Германии против брата Генриха, Филиппа Швабского, выступил узурпатор Оттон Брауншвейгский. Доминирование германского императора сменилось доминированием великого папы Иннокентия III, а это означало, что на первый план европейской политики по отношению к Востоку вновь выступила идея крестовых походов. Согласно плану папы, Византию следовало не покорять силой оружия, а посредством церковной унии подчинить престолу св. Петра и вместе с западным христианством задействовать в крестовом походе.

Наряду с Иннокентием III, духовным отцом крестового похода, во главе нового крестоносного движения, руководя всем предприятием, стояла могущественная фигура дожа Энрико Дандоло, целью которого было обратить силы Запада против Византии. Будучи крупным государственным деятелем, способным к масштабным решениям и, по всей видимости, совершенно чуждым идее крестового похода, Дандоло усмотрел в уничтожении Византийской империи предпосылку долгосрочного обеспечения венецианского преобладания на Востоке. Конечно, уже со времен Алексея I Венеция пользовалась широкими привилегиями в византийских землях и водах: ни Иоанн II, ни Мануил I не смогли избавиться от тягостных обязательств; также и оба императора из дома Ангелов ясно подтвердили права венецианцев1. Но периодические попытки Империи, которая с крайним недовольством уступала давлению Венеции, возмутиться, а также спонтанные проявления недовольства со стороны византийского населения, как это было в 1171 и 1182 гг., создавали постоянное ощущение нестабильности. Морская республика была вынуждена постоянно быть начеку: при каждой перемене правления в Константинополе она должна была заново добиваться признания ее преимущественных прав и с оружием бороться против любых проявлений протеста. Кроме того, у нее появились опасные конкуренты в лице Генуи и Пизы, поскольку Византия в своем стесненном положении наделила привилегиями и эти растущие морские державы, чтобы тем самым по крайней мере создать противовес венецианскому засилью. Пока в Константинополе правил византийский император, Венеция никогда не могла быть уверенной в своем монопольном положении. Единственным решением представлялось ниспровержение Византийской империи. Лучшим поводом для этого было участие в крестовом походе, который необходимо было превратить в завоевательный поход против Византии. Византийцы позволили Венеции лишить их господства на море: теперь им было суждено потерять и свою Империю.

Поворот четвертого крестового похода на Константинополь, для объяснения которого предлагались различные теории2, не является для нас чем-то загадочным. Он с почти вынужденной необходимостью является результатом предшествующих событий. Со времени разделения Церквей и еще более – со времени начала крестовых походов на Западе постоянно усиливаются враждебные Византии настроения. Агрессивная западная политика Мануила I и вызывающая враждебность к латинянам Андроника I внесли свой вклад в то, что эти настроения переросли в открытую враждебность. Ввиду очевидной слабости и беспомощности Византийской империи при Ангелах враждебность к Империи приняла на Западе форму завоевательных планов. В качестве старого наследия норманнов идея завоевания Константинополя уже во время второго крестового похода увлекала окружение Людовика VII; во время крестового похода Фридриха Барбароссы ее реализация, казалось, приблизилась к границам возможного; наследник Барбароссы и норманнских королей Генрих VI положил ее во главу угла своих политических планов. Когда же Венеция бросила на чашу весов свои торговые и военно-политические интересы, идея превратилась в реальность. Прогрессирующее обмирщение идеи крестовых походов достигло своей логической цели: крестовый поход стал инструментом завоевания и обратился против христианской Империи на Востоке. Стечение определенных обстоятельств облегчило этот оборот событий и поспособствовало тому, что крестоносные рыцари поставили себя на службу венецианским интересам.

Крестоносцы собрались в Венеции, чтобы на венецианских кораблях отправиться в Египет. Но поскольку они оказались не в состоянии покрыть транспортные расходы, то вынуждены были согласиться на предложение венецианского дожа компенсировать недостающую сумму посредством оказания морской республике военной помощи при завоевании перешедшей на сторону Венгрии Зары (Задара). Так произошло первое отклонение от цели крестового похода. На службе Венеции крестоносцы выступили в поход против христианской Венгрии, несмотря на то что венгерский король сам принял крест. В ноябре 1202 г. Зара была взята штурмом, хотя население города установило на стенах распятия: такой была весьма символичная прелюдия четвертого крестового похода.

За первым отклонением вскоре последовало второе, которое было связано с личностью Алексея Ангела, сына Исаака II. Юному Алексею удалось бежать из тюрьмы, в которую он был заключен вместе со своим ослепленным отцом. В поисках помощи он поспешил на Запад и после безрезультатной аудиенции у папы Иннокентия III прибыл ко двору Филиппа Швабского. Филипп, который по мере сил старался следовать политике Генриха VI, поддержал притязания своего родственника на византийский императорский престол с величайшей готовностью. Удержанный внутренними затруднениями от прямого вмешательства, он тем не менее вступил в переговоры с крестоносцами и венецианцами, стремясь увлечь их идеей восстановления на престоле Исаака II и его сына.

Для дожа ничто не могло быть так кстати, как это предложение, однако и предводитель крестоносцев Бонифаций Монферратский, семья которого поддерживала с Востоком тесные связи, с радостью ухватился за возможность вмешаться в византийские дела. Пока крестоносцы зимовали в завоеванной Заре, туда прибыли посланники германского короля и его протеже. Тогда и состоялось желанное для обеих сторон соглашение. С щедростью претендента Алексей пообещал крестоносцам и венецианцам громадные суммы денег, а для умиротворения папы посулил церковную унию и обязался после своего восстановления на престоле деятельно поддержать дальнейший крестовый поход. Подавляющее большинство рыцарей последовало уговорам Дандоло и Бонифация: искушение было велико, и голос совести молчал, ибо после экспедиции против Константинополя крестовый поход должен был продолжиться благодаря огромным средствам, обещанным византийским претендентом на престол. Уже в Заре Алексей присоединился к крестоносцам, а в мае 1203 г. на Корфу был подписан договор в отношении уже решенного отклонения крестового похода. 24 июня крестоносный флот появился у византийской столицы, «царицы всех городов».

После взятия Галаты была разбита цепь, которая преграждала вход в Золотой Рог. Корабли крестоносцев вошли в гавань, одновременно начался штурм города с суши. Несмотря на то что византийский гарнизон и особенно варяжская гвардия оказывали отчаянное сопротивление, 14 июля 1203 г. Константинополь попал в руки крестоносцам. Ничтожный император Алексей III с императорской казной и сокровищами бежал. Слепой Исаак II был восстановлен на престоле, а его сын Алексей IV, ставленник крестоносцев, был коронован как соправитель.

Пока еще в Константинополе сохранялось византийское правление, но оно полностью зависело от милости расположившихся лагерем под стенами города крестоносцев. Этой милости между тем надолго не хватило, ибо очень быстро выяснилось, что Алексей IV был не в состоянии выполнить данные в Заре и на Корфу обещания. Теперь он находился между двух огней: крестоносцы и венецианцы требовали немедленной уплаты и решительно отвергали просьбы об отсрочке, византийское же население бунтовало против императора, который привел в страну крестоносцев, а себя и свой народ сделал рабами латинян. В конце января 1204 г. в Константинополе разразилось восстание, и Алексей IV потерял не только с такими жертвами приобретенную корону, но и жизнь; его отец вскоре умер. На престол вступил Алексей V Дука Мурцуфл, зять Алексея III и супруг Евдокии, некогда отданной за сербского короля Стефана3.

Опять в Византии восторжествовало враждебное латинянам направление, однако его триумф только ускорил развязку трагедии. Крестоносцы снова вооружились для штурма византийской столицы. Требовалось вновь захватить Константинополь, однако на этот раз не для того, чтобы установить там очередное византийское правительство, а для того, чтобы на развалинах Византийской воздвигнуть собственную империю. В марте крестоносцы и венецианцы заключили под стенами византийской столицы детальный договор о разделе завоеванной Империи и о создании латинской империи в Константинополе4. Начался штурм, и случилось то, что должно было случиться: 13 апреля 1204 г. византийская столица пала под ударами превосходящего противника. Победители вступили в Константинополь. Так город, неколебимо стоявший со времен Константина Великого, отражавший нападения персов и арабов, аваров и болгар, оказался добычей крестоносцев и венецианцев. Три дня Константинополь был во власти грабежа и убийств. Драгоценные сокровища величайшего культурного центра тогдашнего мира были разделены между захватчиками, а частью были варварским образом уничтожены. «С тех пор, как был создан мир, не было захвачено столько добычи в одном городе», – пишет историк крестоносцев5. Даже исмаилиты более «человеколюбивы и кротки» по сравнению с этими «людьми, которые носят на своих плечах знак креста Христова!» – замечает византийский автор6. За разделом военной добычи последовал раздел Византийской империи, который увенчал собой катастрофу и более чем на полстолетия перенес работу созидательных сил византийцев из центра на периферию.

 

Примечания

 

1 Tafel-Thomas. T. I. P. 189 sq.: Dölger. Reg. 1576 (ср. тж. 1577, 1578, 1589, 1590); Tafel-Thomas. T. I. P. 248 sq.: Dölger. Reg. 1647.

2 Новейший обзор: Frolow A. Recherches sur la déviation de la IVe Croisade vers Constantinople. Paris, 1955.

3 Официально брак Алексея V и Евдокии состоялся уже после падения Константинополя, летом 1204 г., хотя и до этого между ними были близкие отношения. – Прим. пер.

4 Tafel-Thomas. T. I. P. 464–488.

5 Villehardouin. La conquête de Constantinople / Ed. E. Faral. T. II. 1939. P. 52: «Et bien tesmoigne Joffrois de Vilehardoin li mareschaus de Champaigne a son escient par verté, que, puis que li siècles fu estorez, ne fu tant gaainié en une ville».

6 Nic. Choniates. P. 761–762. В качестве очевидца описывает бесчинства крестоносцев в Константинополе также митрополит Эфеса Николай Месарит в надгробной речи своему брату Иоанну: Heisenberg. Neue Quelle. I. S. 41 ff" (Острогорский Г.А. История Византийского государства. М., 2011. С. 503–508).

Ответить