←  Вторая Мировая Война

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Кадры РККА перед войной.

Фотография smallbear smallbear 09.05 2011

Как известно кадры решают все. Одна из главных причин тяжелых поражений РККА в начальные период войны являлась по момему мнению крайне слабая подготовка командного состава.

Для начала немного цифр:

Во всех округах 30—40% командиров среднего звена составляли офицеры запаса с недостаточной военной подготовкой. В феврале 1941 года 35,7% командующих ВВС округов и их заместителей находилось в занимаемых должностях до 6 месяцев, 39,3% — от 6 месяцев до 1 года и 25% — свыше года, 55% командиров авиационных корпусов, бригад и их заместителей служили в этом качестве до 6 месяцев, 41,3% — от 6 месяцев до одного года и только 3,7% — свыше одного года. 37,4% командиров авиационных полков командовали полками меньше 6 месяцев, 27,6% — от 6 месяцев до одного года, 13% — от одного года до 2 лет и 22% — свыше 2 лет.


В этой связи вспоминается история командущего ВВС ЗОВО Копеца И.И. Уехав в Испанию в 36м старший лейтенант Копец И.И. в 40 г. стал генерал-майором авиации. Ну и в начале 41го принял под командование ВВС округа. Симонов очень правильно и жестко описал его:

На земле лежал человек, никогда особенно не боявшийся смерти, но сейчас ему было страшно до отчаяния. Он со злобой думал о том, как фашисты будут стоять над ним и радоваться, что он мертвый валяется у их ног. Он был бы рад, если бы фашисты, придя сюда, нашли тело того никому не известного старшего лейтенанта, который четыре года назад сбил свой первый «фоккер» над Мадридом, а не тело генерал-лейтенанта Козырева. Он впервые в жизни проклинал тот день и час, которым раньше гордился, когда после Халхин-Гола его вызвал сам Сталин и, произведя прямо из полковников в генерал-лейтенанты, назначил командовать авиацией целого округа. Сейчас, перед лицом смерти, ему некому было лгать: он не умел командовать никем, кроме самого себя, и стал генералом, в сущности оставаясь старшим лейтенантом.


Соответсвенны были и последствия.

Как готовили воинсткие какдры в СССР? Холодным душем после пропаганды станет выспуление Хозина М. С., генерал-лейтенанта, начальника Военной академии имени М. В. Фрунзе

Товарищ Народный комиссар, Академия в прошлом учебном году и в настоящем учебном году руководствовалась в своей боевой подготовке Вашим приказом № 120 и Вашими указаниями, которые были даны округам в результате проведения тактических учений под Вашим руководством.

Основное, что требовалось, и как я понимал свою задачу, заключалось прежде всего в том, что прежде чем перестраивать боевую подготовку слуша-тельского состава, нужно установить дисциплину среди слушательского и преподавательского состава. В этой области с момента вступления в командование Академией и особенно после Вашего приказа удалось многое сделать: ввел систематическую строевую подготовку среди слушательского состава (как один из элементов, укрепляющих дисциплину); ввел систематическую физическую подготовку, которая должна укреплять здоровье слушателя и преподавателя. Это дело проходило небезболезненно. Некоторое сопротивление, имело место. Но зато сейчас можно сказать, что уже всякие разговоры по части требовательности ушли в вечность. О них уже сейчас никто не вспоминает, а, наоборот, чувствуют себя гораздо лучше и более подтянуто.

В отношении перестройки учебного процесса подготовки слушательского состава у нас особенно чувствовался шаблон и схема, особенно по курсу общей тактики. В этой области пришлось принять ряд мер к тому, чтобы избежать этот шаблон и схему. Эти мероприятия были направлены, главным образом, по линии разрешения следующих вопросов: во-первых, если раньше тренировочные задачи, которые давались слушателям, раскрывали учебные цели и тему, то это сейчас отменено и категорически воспрещено. Если слушатель ранее изучал главным образом Западный театр военных действий (на границе с бывшей Польшей) и очень мало изучались остальные театры военных действий, теперь этот порядок изменен и задачи сейчас решаются на различных картах и различных театрах военных действий. Наша комплексная задача, на разрешение которой отводилось много времени, главным образом проводилась в классе, то с этого года эти задачи вынесены для проработки их в поле.

В этом году весьма серьезно, при помощи Генерального штаба, на основе опыта последних войн и особенно войны с белофиннами, внесена в программу отработка вопросов боя в условиях укрепленного района. За прошлый истекший лагерный период 1940 учебного года мы от слушателей потребовали, чтобы они знали, что такое ближний бой. Поэтому из слушателей были сформированы роты, и были проведены учения на темы по ближнему бою. Тем самым слушателям, проводившим стажировку в войсках, это дало большую пользу, прежде чем они столкнулись с работой в войсках с подготовкой войск. [112]

При отработке вопросов управления боем главное внимание уделялось вопросу организации взаимодействия родов войск, вопросу боевого обеспечения (разведка, охранение и материально-техническое снабжение).

В результате этой проделанной работы мы имеем большие сдвиги в отношении подготовки слушательского состава. Но сказать на сегодняшний день, что мы полностью изжили все недочеты в учебном процессе, — этого нельзя.

Из проведенных контрольно-проверочных занятий на всех курсах, где были охвачены 2351 слушатель, по теме наступления мы имеем 175 неудовлетворительных оценок. На чем основаны неудовлетворительные оценки, какие слабые места имеются в подготовке слушательского состава? Они главным образом сводятся к таким вопросам, что наши слушатели применить приобретенные теоретические знания не всегда в состоянии. Если они знают в основном вопросы взаимодействия в статике, то практически разрешить эти вопросы в динамике боя еще не научились.

В отношении тактики технических войск, о чем докладывал генерал армии Мерецков, я с ним согласен, что с этим вопросом на сегодняшний день обстоит не так, как хотелось бы, и требуется в этой части программу обучения пересмотреть. Очевидно придется больше времени уделить вопросу изучения тактики специальных родов войск, главным образом артиллерии, авиации и танков.

В отношении штабной культуры надо сказать, что она страдает большими недостатками: документацию оформляют большинство слушателей небрежно, командный язык засорен, неконкретен.

Как видите, товарищ Народный комиссар, недостатков в работе по подготовке слушательского состава в академии имеется все еще много и надо над ними упорно работать, чтобы их устранить. В частности, мы сталкиваемся, с трудностями, о которых доложу. Я хочу поставить вопрос в отношении нашего преподавательского состава. С преподавательским составом на сегодняшний день у нас обстоит не совсем нормально. Комплектование академии преподавательским составом в 1940 г. выглядит так: мы получили 75 процентов нового преподавательского состава. Это, как правило, командиры, имеющие до 2-х лет перерыва службы в Красной Армии, оторвавшиеся от войсковой практики и не имеющие методических навыков в деле преподавания. В числе прибывйшх преподавателей имеются командиры, у которых нет высшего военного образования, и целый ряд командиров, которые были отстранены от занимаемых должностей, вследствие невозможности их использования в войсках.

Уровень знаний и подготовки прибывающего для комплектования Академии преподавательского состава чрезвычайно разнообразен. В отдельных случаях (а таких есть примерно 20 человек) просто не пришлось их допустить к преподаванию. С такими командирами-преподавателями пришлось организовать курсы доподготовки и до мая месяца они у нас будут заниматься на организованных для этого курсах. Только после этого мы их поставим, если можно так выразиться, в строй для преподавания.

Для того, чтобы полнее охарактеризовать то, что я изложил, я приведу следующие цифры: например, в академии из числа всех преподавателей, находящихся в академии, не имеют боевого опыта 81 человек — они ни разу, нигде, ни в какой войне не участвовали; с командным стажем в армии от 5 до 10 лет — 90 человек. Видите, какой небольшой командный стаж в армии.

Такая пестрота в подготовке профессорско-преподавательского состава создает весьма ненормальное положение, при котором наиболее подготовленная часть профессорско-преподавательского состава вынуждена нести чрезмерную нагрузку. Они заняты разработкой заданий, методическими разработками, разработкой учебных пособий и т. д. и т. п.

Я считаю, что вопрос комплектования Академии преподавательским составом должен быть в корне изменен. Надо решительно отказаться от существующей практики назначения на преподавательскую работу в академии. У нас в академии существует такая особая поговорка: «Я-де, мол, попал на «СПАМ», то есть на «сборный пункт аварийных машин». (С. К. Тимошенко: Там, где делать нечего, люди что-то выдумывают. Вот Вы им найдите работу) (Смех в зале). [113] М. С. Хозин: Я не могу себе отказать в том, чтобы я не мог занять их работой, но считаю своим долгом довести до Вашего сведения о том, что такие разговоры имели место. Если мы хотим иметь хорошие кадры командного состава для комплектования Академии, — не нужно жалеть, не нужно скупиться на отбор высококвалифицированных командиров-преподавателей. Это в практической работе и боевой действительности сторицей окупится.

Теперь относительно слушательского состава. Во-первых, Академия сейчас численно чрезвычайно выросла и имеет в своем составе 2500 человек. Когда в 1938 г. принимался тот состав, который должен быть выпущен в этом году, то из 610 человек были приняты 453 человека с плохими оценками, причем они имели не только по одной плохой оценке, но по 2-3-4 и даже больше. Все это создает такое положение, при котором мы в ряде случаев работаем с командным составом — слушателями впустую. Я считаю, что на будущее нам нужно отказаться от такой погони за количественным комплектованием академии слушателями и перейти на качественный отбор. Эта задача может быть вполне разрешена при условии, если военные советы округов нам в этом отношении решительно помогут. Если по-настоящему к этому вопросу подойдут военные советы, то мы с вами сможем укомплектовать академию нужным контингентом, а в этом году, по-моему, пришло время обратить внимание исключительно на качественный отбор.

Следующий вопрос, который я считаю нужным поставить перед Вами, товарищ Народный комиссар, это предоставить право начальникам академий об отчислении из академии по неуспеваемости, т. к. мы имеем неуспевающих зачастую довольно большое количество, доходящее до нескольких десятков человек, и мы вынуждены их держать в академии, т. к. не можем быстро этот вопрос разрешить с Управлением кадров. Если это право будет предоставлено начальникам академий, то будет больше оперативности в решении этого вопроса и тем самым будем подстегивать остальной слушательский состав в отношении учебы в академии.

Товарищ Народный комиссар, я ставил неоднократно перед Вами вопрос о средствах связи. Академия призвана готовить командиров, могущих управлять современным боем, но мы располагаем таким батальоном связи, который имеет на сегодня по штату 320 человек, 100 километров кабеля, пять станций 5АК, 4 станции 6ПК, из них уже три списаны, как устаревшие. Ясно, что при таком положении со средствами связи мы не в состоянии более или менее прилично поставить учение штабов дивизии, полка и батальона. Это наша насущная необходимость и в этом нам надо помочь. (С. К. Тимошенко: «То, что вы имеете, у вас не занято, куда давать больше?). М. С. Хозин: Все занято. На днях закончилось учение с профессорско-преподавательским составом. Я прошу в отношении средств связи нам помочь.

Теперь, товарищ Народный комиссар, я хочу коснуться тех вопросов, которые были подняты здесь в докладе начальником Генерального штаба в части оборонительного и наступательного боя, главным образом в отношении обороны. Над этой темой я работал и считаю, что выдвинутое положение начальником Генерального штаба совершенно правильно и отвечает, по-моему, современности.

Что у нас имеет место в нашей обороне, в существующем уставе? Две трети сил находится на переднем крае и все должны драться за передний край, тогда как такое положение в современных условиях, когда мы будем вынуждены обороняться и будем выдерживать массовую современную атаку, насыщенную артиллерией и танками, то наши главные силы обороны будут задавлены огнем. Поэтому нам надо в вопросах обороны кое-что пересмотреть, чтобы она была глубокой, противотанковой и противовоздушной, то есть она должна быть как амортизатор: по мере углубления противника в нашу глубину он должен натолкнуться на все возрастающее сопротивление. Во-вторых, если мы будем знать, что противник готовит такую мощную, сильную атаку, нам нужно отказаться от тех положений, которые у нас существуют в уставе, — это ударные группы во взводах, в ротах, в батальонах, в полках, которые по духу нашего устава должны ходить в контратаку. [114] Я считаю, что это будет неверно и эти части, идущие в контратаку, будут разбиты массой танков и пехотой наступающего.

Надо в современной обороне создать противотанковые районы, расположенные в глубину, с таким расчетом, чтобы на них задержать атаку танков, разбить эту атаку танков, а организацию контратаки будет решать высшее командование, которое должно располагать также противотанковой моторизованной артиллерией, сильной танковой группой и моторизованными войсками пехоты. Тогда мы в состоянии не только сдержать врага, но и нанести ему такие потери, которые поведут к отказу от наступления.

РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 55, л. 227 — 233


Это элитное высшее военное учебное заведение. Интересно как обстояло дело в училищах рангом пониже?

Напоследок еще немного статистики:

На 1 января 1941 года списочная численность командно-начальствующего состава армии и флота составляла 579581 человек, из которых проходили службу: в сухопутных войсках — 426942, в Военно-Воздушных Силах — 113086, в Военно-Морском Флоте — 39 553 человека, из них 7,1% имели высшее, 55,9% — среднее, 24,6% — ускоренное военное образование и 12,4% вообще не имели военного образования. Довольно высокой была здесь партийно-комсомольская прослойка. 53,7% — члены и кандидаты в члены партии, 26,2% — комсомольцы.


Сообщение отредактировал smallbear: 09.05.2011 - 09:25 AM
Ответить

Фотография ДЕД ДЕД 09.05 2011

Напоследок еще немного статистики


Сталин, расширенное заседание политбюро ЦК ВКП(б) в мае 41-го года.

"Командующие войсками округов и армий - это на 100% исключительно опытные в военном отношении генералы - участники гражданской войны, служащие в вооруженных силах не менее 20 с лишним лет. 89% командующих войсками, 53% членов военных советов округов, 71% командующих армиями, 65% членов военных советов армий, 88% начальников штабов округов и 100% начальников штабов армий имеют высшее военное образование".

Ответить

Фотография smallbear smallbear 09.05 2011

Сталин, расширенное заседание политбюро ЦК ВКП(б) в мае 41-го года.

"Командующие войсками округов и армий - это на 100% исключительно опытные в военном отношении генералы - участники гражданской войны, служащие в вооруженных силах не менее 20 с лишним лет. 89% командующих войсками, 53% членов военных советов округов, 71% командующих армиями, 65% членов военных советов армий, 88% начальников штабов округов и 100% начальников штабов армий имеют высшее военное образование".

Видимо тов. Сталин не мог сказать правды на расширенном заседание политбюро ЦК ВКП(б). Кстати перечисленные должности в количественном отношение это человек 300 максимум.
Ответить

Фотография ДЕД ДЕД 09.05 2011

Видимо тов. Сталин не мог сказать правды на расширенном заседание политбюро ЦК ВКП(б). Кстати перечисленные должности в количественном отношение это человек 300 максимум.

Как мне думается, у тов. Сталина не было причин скрывать правды, тем более если речь идет лишь максимум о 300 чел.
Ответить

Фотография smallbear smallbear 09.05 2011

Как мне думается, у тов. Сталина не было причин скрывать правды, тем более если речь идет лишь максимум о 300 чел.

С чего бы это вам так кажется? Или стоило заявить на всю страны что в РККА тотальный кадровый голод и люди командовавшие звеном в 36м теперь командуют авиацией округа?
Обратитте внимание что тов Сталин сначала утверждает что: "Командующие войсками округов и армий - это на 100% исключительно опытные в военном отношении генералы - участники гражданской войны, служащие в вооруженных силах не менее 20 с лишним лет." а потом: "71% командующих армиями .... имеют высшее военное образование". А 29% не имеют получается. Это командующие армией их где-то 50 - 70 человек очень высокая и ответственная должность но даже тут не нашлось достаточного колличества ком состава с достаточным образованием. Интересно что творилось на уровне дивизии-полка?

"88% начальников штабов округов" означет что 12% не имеют высшего военноего образование. Это означает что из 16 началников шатаба 2 не имеют достаточного образования. Не нашлось.


Очень кстати интересно былобы также просмотреть успеваемось этих офицеров - ведь болшая их чать должна була пройти через академию им. Фрунзе а как там обстояло дело я уже показал.
Ответить

Фотография ДЕД ДЕД 09.05 2011

"88% начальников штабов округов" означет что 12% не имеют высшего военноего образование. Это означает что из 16 началников шатаба 2 не имеют достаточного образования.

Утрируя могу предположить: командующий ВО с высшим образованием, нач штаба без оного и наоборот.
Высшее образование это конечно же не панацея.
Ответить

Фотография smallbear smallbear 09.05 2011

Утрируя могу предположить: командующий ВО с высшим образованием, нач штаба без оного и наоборот.
Высшее образование это конечно же не панацея.

Это скажем так минималное требование. Вы считаете это нормальным? Никак не сказывающемся на боеспособность?

Немного о задачах штаба.
Штаб должен подготовить и проанализировать данные на основе которых командир примет решение и затем претворить это решение в жизнь. Вопрос где тут место необразованному в достаточной степени офицеру?
Ответить

Фотография ДЕД ДЕД 09.05 2011

Это скажем так минималное требование. Вы считаете это нормальным? Никак не сказывающемся на боеспособность?
Немного о задачах штаба.
Штаб должен подготовить и проанализировать данные на основе которых командир примет решение и затем претворить это решение в жизнь. Вопрос где тут место необразованному в достаточной степени офицеру?

Я целиком и полностью ЗА высшее образование, но не за "заушное".
КК Рокоссовский, АВ Горбатов как такового не имели высшего образования, но природный талант компенсировал им оное.
Ответить

Фотография ДЕД ДЕД 25.05 2011

О боевой подготовке РККА.
http://www.rg.ru/anons/arc_2000/0516/1.htm



В ноябре дальневосточные дивизии уже вели оборонительные бои под Москвой или готовились к наступлению, начавшемуся 6 декабря. Без этих свежих и хорошо подготовленных дивизий выиграть битву под Москвой в декабре 1941 года было бы, вероятнее всего, невозможно.
Не думаю, что армия на западной границе имела намного худшую подготовку.


Ответить

Фотография smallbear smallbear 29.05 2011

О боевой подготовке РККА.
http://www.rg.ru/anons/arc_2000/0516/1.htm



В ноябре дальневосточные дивизии уже вели оборонительные бои под Москвой или готовились к наступлению, начавшемуся 6 декабря. Без этих свежих и хорошо подготовленных дивизий выиграть битву под Москвой в декабре 1941 года было бы, вероятнее всего, невозможно.
Не думаю, что армия на западной границе имела намного худшую подготовку.

Хорошо подготовленными по сравнинию с общим уровнем РККА на время битвы под москвой. Вообще же по такой короткой фразе очень трудно судить каков был реальный уровень подготовки этих дивизий.
Ответить

Фотография smallbear smallbear 29.05 2011

Низкая подготовка офицеров РККА напрямую была связана с низким уровнем образования страны в целом.

Проблема с грамотностью была системной и досталась в наследство еще от царской России. Причем очень остро проблема вставал при сравнении ситуации с заграницей. В Германии, в частности в Пруссии всеобщее образование было введено еще в конце XVIII века (в законе не указывалось число классов, но было написано, чтобы умел читать, писать и считать), при этом в 1816 году школу посещали 59% детей (в России). В Баварии обязательное 6-и классное образование было введено в 1803 году, в Саксонии 8-классное в 1835 г., а по всей Германии обязательное 8-летнее образование было официальное закреплено Веймарской конституцией 1919 года (де факто оно было введено еще в 19 веке). Точно также всеобщее 8 летнее образование было введено в конце 19 века и в Японии, то есть в этих странах как минимум несколько поколений было грамотными, причем в той же Германии не просто грамотными, а с достаточно высоким средним уровнем образования. В СССР же всеобщее обязательное 7-летнее образование было введено только в 1940-м году. Здесь мы были вынуждены преодолевать катастрофическое отставание, доставшееся нам еще с царских времен. По результатам переписи населения 1897 года, в том числе (в скобках) на территории европейской России:
- всего населения 125 640 021 чел. (93 442 864)
- из них грамотных 26 569 585 чел. или 21,1% (21 429 156 чел. или 22,9%).
На просвещение в 1897 г. было затрачено 26 476 тыс. рублей, что составляло 2% от всего бюджета. Это намного меньше, чем в основных европейских странах того периода, если иметь в виду затраты на "душу": в Англии - 2 р.84 к., во Франции - 2,11, Пруссии - 1,89, Австрии - 64 к., Венгрии - 55, в России - 21 копейка. (см. Брокгауза и Ефрона). Охват школой детей в возрасте от 8 до 11 лет в 1897 году составлял по империи 30,1% (в городах — 46,6%, в сельской местности — 28,3%). В 1911 году - когда количество школ по сравнению с 1897 годом увеличилось - лишь около 43% всех детей (8-12 лет) посещало начальную школу (Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год», Спб., 1912) – сравните с Германией 1816 года. Осознавая серьезность проблемы, правительство к ПМВ увеличило расходы на образование и начало программу по введению всеобщего начального 4-х классного образования. Но все же темпы решения этой проблемы были явно недостаточны: «Деятельность Министерства Народного Просвещения по планомерному насаждению школ в целях достижения всеобщего обучения началась и распространилась прежде всего на 34 губернии... (Из данных, опубликованных Центральным Статистическим Комитетом, видно, что в 1911 г. население 34 земских губерний (76 млн.) составляло 46% всего населения Империи – 164 млн. чел. без Финляндии)… Сроки осуществления всеобщей доступности начального обучения, т.е. открытия всех предусмотренных школьной сетью данного района училищ, устанавливаются различные, в зависимости от положения школьного дела в каждом уезде и финансовой его состоятельности. В среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 уездах (11%) он не превышает 5 лет. В 40 уездах (13 %) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет». То есть на территории, где проживало 46% населения империи, всеобщее начальное образование в среднем планировалось ввести в течении 9,4 лет. При этом эта территория полностью сетью начальных учебных заведений была бы охвачена к 1929 году (1912 г. + 17 лет). Отметьте, что речь идет лишь о начальном образовании, лишь о 46% населения империи, о сохранении благоприятных внешних условий (отсутствие войны, хорошее финансовое положение государства). В результате «когда начались Первая мировая война и всеобщая мобилизация, оказалось, что в России 61 проц. призывников были неграмотными, тогда как в Германии — 0,04 проц., в Англии — 1 проц., во Франции — 3,4 проц., в США — 3,8 проц., в Италии — 30 проц» (В.В.ИЗОНОВ, «Подготовка русской армии накануне Первой мировой войны»). Советская власть прикладывала серьезные усилия в области ликвидации безграмотности, но решение этой проблемы требовало значительного времени, ситуация во второй половине двадцатых годов хотя и отличалась от довоенной, но продолжала оставаться критической: «По культурному уровню Красная Армия до сих пор получает пополнение далеко неудовлетворительное. В среднем число грамотных определяется в 89 % с колзабавнием по отдельным родам войск от 80 до 98 %, но среди грамотных имеющие образовательный ценз составляют 36 %. Достаточно грамотных без образовательного ценза — 28 % и малограмотных, в незначительной степени отличаюшихся от неграмотных — 26 %». (Обзор ГУ РККА о состоянии Красной армии в 1927-1928 гг., «Реформа в Красной армии. Документы и материалы. 1923-1928 гг.», Москва 2006, кн. 2, стр. 271). По результатам переписи 1926 года в целом по СССР грамотность населения старше 9 лет составила 51%. Более высокий процент грамотных среди призывного контингента объясняется тем, что призывались во-первых, молодые люди, которых в большей степени захватил процесс создания системы образования, а также в большей степени представители центральных районов страны, где в отличие от азиатских окраин, образование было распространено больше. Серьезный прогресс, в первую очередь качественный, был достигнут лишь к концу 30-х годов - по результатам переписи 1939 года: в среднем по СССР грамотных было уже 81,2%, в том числе с полным средним образованием 7,8% и с высшим 0,64% (сравните с царской Россией, где процент лиц со средним и высшим образованием равнялся 1,1%), тогда же, как уже упоминалось, было введено и обязательное 7-летнее всеобщее образование. На качественный рост образования указывают и следующие цифры - в 1914 году доля учащихся, получающих среднее образование, составляла 9,2% от общего количества школьников (8 902 621 чел.), в 1939 году – из 34 786 тыс. человек, 21 млн. учился в начальной школе (60,37%), соответственно доля получающих среднее образование составляла 40% (причем это без учета специальных учебных заведений).


Именно по этому в программах обучения бойцов РККА присутсвовали снаски указывающие как изыскивать дополнительные часы для работы с неграмотными. И вот почему в училищах РККА много часов отведено общеобразовательным предметам.

Можно возразить что простым солдатам уровень высокий уровень образования не нужен а можно пойти и далше доказывая что он и вреден. Но... Сам по себе этот уровень образования позволяет быстро усвоить те наставления и уставы и инструкции которые обучают военному делу. В особенности это касается "технического" персонала армии, радистов, механиков-водителей, саперов, артелеростов и т.д.
Вообщем всех кто связаны с использованием техники.
И не удивително именно с этими специалностями в РККА самые болшие проблемы.
Ответить

Фотография ДЕД ДЕД 29.05 2011

Хорошо подготовленными по сравнинию с общим уровнем РККА на время битвы под москвой. Вообще же по такой короткой фразе очень трудно судить каков был реальный уровень подготовки этих дивизий.

Я с этим согласен, т.к. после провального начала войны, был повод более основательно заняться подготовкой войск, всё таки в штабе ДВФ после Хасана и Халкин-Гола хорошо понимали, что армию нужно готовить и к обороне и к наступлению.
И ещё один личный момент. Я был знаком с ветеранами, прошедшими все эти события, которые подтверждали, что готовили их основательно, (спасибо японской агрессивности).
Ответить

Фотография smallbear smallbear 29.05 2011

Я с этим согласен, т.к. после провального начала войны, был повод более основательно заняться подготовкой войск, всё таки в штабе ДВФ после Хасана и Халкин-Гола хорошо понимали, что армию нужно готовить и к обороне и к наступлению.
И ещё один личный момент. Я был знаком с ветеранами, прошедшими все эти события, которые подтверждали, что готовили их основательно, (спасибо японской агрессивности).

Тогда получается что подготовка на западе была и хуже. Проблема в территориальной необустроенности - солдат западных округов отрывали на строителство полевых укрепления, казарм и т.д. что уменьшало время на подготовку. Плюс кадровый вопрос Армия на далнем востоке практически не увеличивалась с событий 39 года, а на западе выросла скачкообразно - в резултате нехватает командного состава. А нехватает командного состава сразу страдает обучение солдат.

А ветеран не расказывал чему и в каком обьеме их учили? Очень интересно.
Ответить

Фотография ДЕД ДЕД 29.05 2011

Низкая подготовка офицеров РККА напрямую была связана с низким уровнем образования страны в целом.
... Сам по себе этот уровень образования позволяет быстро усвоить те наставления и уставы и инструкции которые обучают военному делу. В особенности это касается "технического" персонала армии, радистов, механиков-водителей, саперов, артеллеристов и т.д.

Да, образование тоже добавило проблем, но ведь это проблема не только образуемого, но и государства. Очевидно высшее руководство страны считало, что уменияе читать, писать и считать на уровне 4-х классов, достаточно для понимания марксистко-ленинской идеологии. У Вас нет цифр, какие средства выделялись на образование в СССР в период так 25-40 годов?
Мои родители (из крестьян) имели 7-летнее образование и у них было огромное желание учиться дальше, но чисто экономические проблемы не позволили это осуществить.
Об армии скажу так (сам срочную служил), было бы намного лучше отдать больше времени на боевую подготовку и урезать по максимуму марксистко-ленинскую, а то и совсем убрать. И еще обыкновенная муштра, тупое топание по плацу.
Ответить

Фотография ДЕД ДЕД 29.05 2011

А ветеран не расказывал чему и в каком обьеме их учили? Очень интересно.

Это было давно, но помнится, что разговор был о маршбросках, занятии обороны с ходу, окапывании, переходу в наступление, стрельба. Причем всё было не от случая к случаю, а постоянно, в любое время суток, при полном не знании, толи это учебная тревога, толи снова война с японцами. Эти ветераны были пехотинцами, поэтому про другие рода войск сказать не могу.
Ответить

Фотография ДЕД ДЕД 29.05 2011

Почему то сейчас всплыло в памяти слова одного из них: "думал, эх поскорее бы война, да убило бы, чтоб все мои мучения разом кончились". Ну это понятно, такой черный юмор.
Ответить

Фотография SHUM SHUM 29.05 2011

Тогда получается что подготовка на западе была и хуже. Проблема в территориальной необустроенности - солдат западных округов отрывали на строителство полевых укрепления, казарм и т.д. что уменьшало время на подготовку. Плюс кадровый вопрос Армия на далнем востоке практически не увеличивалась с событий 39 года, а на западе выросла скачкообразно - в резултате нехватает командного состава. А нехватает командного состава сразу страдает обучение солдат.

и об этом тоже я писал,буквально на днях.
польша,прибалтика,финляндия,бессарабия - в целом ссср *приобрел* огромные территории,и это вроде плюс,но.
сколько при этом погибло людей? техники? сколько остались калеками,которые не годны к строевой службе?
на новых территориях на новых территориях нужны места для дислокации - их нужно отстраивать полностью и комплексно,сеть дорог,те же аэродромы,линию обороны и тд.
понятно,что на это нужны огромнейшие средства,понятно что нужно много рабочих рук.и вместо подготовки,солдаты занимались всем чем угодно,но не оной.
получается - заимели новые территории,нажили себе кучу проблем.
и как бы не говорили нам советские историки,мол де границу отодвинули - вся территория от новой до старой границы была потеряна за неделю.а вместе с ней и вся техника,людские ресурсы,все что понастроили.
Ответить

Фотография astalavista astalavista 29.05 2011

Низкая подготовка офицеров РККА напрямую была связана с низким уровнем образования страны в целом.

Надо полагать, что за годы войны население ничем иным не занималось, кроме как повышало свой образовательный уровень. В результате образовательный уровень в СССР превысил таковой в Германии, в результате чего была одержана победа в войне, после войны придумана едрёна бомба и секретное оружие под названием "мать кузьмы", о способе применения и принципах действия которого до сих пор идут споры. И две сверхдержавы второй половины 20 века - следствие того, что во всяких там англиях, франциях и прочих голландиях не все читать и писать умели. Так надо полагать. Согласен, бред полный написал, но целиком и полностью в духе Вашего.

Вы пишете, что в 1939 году по данным переписи - было более 80% грамотных. Неужели тяжело предположить, что грамотные - в первую очередь молодые мужчины. Затем - девушки и мужчины "в возрасте", затем женщины, и наконец остаются деды с бабками, грамотных из которых - немного. Так какое отношение неграмотность бабок имеет к боеспособности армии, или это они там служили? В 20-х годах - под 80% процентов грамотных солдат. В 41-м - неграмотных единицы. Так же как и сейчас. Знакомый жаловался, что ему каждый призыв то цыганёнка пришлют, то пастуха с гор, то "дитя подземелья" какое-нибудь. Хорошо если русский язык понимают, про читать и писать - речи нет. А у него - войска связи... Так ведь это... Находят же им применение.

Резюмируя.
1.Неграмотных в РККА на начало войны было не больше чем сейчас в РА.
2.7 классов образования(да хоть по 2 университетских диплома!) У ВСЕГО расчёта орудия - не помогут ему вести огонь точнее и быстрее, ибо для заряжающего важнее не "образование", а физическая сила.
Ответить

Фотография ДЕД ДЕД 29.05 2011

Резюмируя.
1.Неграмотных в РККА на начало войны было не больше чем сейчас в РА.
2.7 классов образования(да хоть по 2 университетских диплома!) У ВСЕГО расчёта орудия - не помогут ему вести огонь точнее и быстрее, ибо для заряжающего важнее не "образование", а физическая сила.

Логика в Вашем посте присутствует, но согласитесь, что образованный и подготовленны соответствующим образом артиллерист может не только снаряду подавать, но и поражать цели с закрытых позиций. Так же как и летчик, если он не может расчитать схему захода на посадку, он ни когда не сядет в сложных метеоусловиях или ночью. Если офицер не обучен грамотно воевать, грош цена такому офицеру. Все эти знания получают не в 7-летней школе.
Ответить

Фотография astalavista astalavista 30.05 2011

Логика в Вашем посте присутствует, но согласитесь, что образованный и подготовленны соответствующим образом артиллерист может не только снаряду подавать, но и поражать цели с закрытых позиций. Так же как и летчик, если он не может расчитать схему захода на посадку, он ни когда не сядет в сложных метеоусловиях или ночью. Если офицер не обучен грамотно воевать, грош цена такому офицеру. Все эти знания получают не в 7-летней школе.

Не соглашусь 8-). Иметь "подготовленного должным образом артиллериста", который "снаряду" подаёт, или там шти на батарею варит, может даже и с мясом, а если припрёт - поражает противника расчётом наводки с закрытой позиции = вредительство через расточительство.
Всё равно что требовать от дворника или уборщицы "высшего образования". Впрочем, в последнее время это модно. А то, понимаешь, сломается у менагера нутбук с линейкой, а кроме дворника то в округе и нетути никого... Вот дворник нетбуку и починит, линейку с сейва запустит...
Если без ёрничанья. Один разбирающися в баллистике артиллерист на батарее или все 5(6? не помню офицерского штатного на полковую) - не имеет значения. Потому как целеуказание всё равно даёт один. А дело солдатское - закинуть болванку, произвести манипуляции с рукоятками и дёрнуть за шнурок... Это и будет поражением противника с закрытой позиции.
Ответить