←  История древнего мира

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Гиксосы, или Египет под властью "прока...

Фотография Стефан Стефан 11.12 2020

ГИКСОСЫ

 

Гиксо́сы азиат. племенная общность, завоевавшая Египет во 2-й четв. II тыс. до Р. Х. Согласно грекоязычной «Египетской истории» егип. жреца Манефона (III в. до Р. Х.), азиат. народ «безвестного происхождения» вторгся в Египет и под предводительством своих вождей, укрепившихся в вост. части Дельты в г. Аварисе (егип. Хат-Уар или Хут-Уарет), в течение длительного времени удерживал власть над египтянами, жестоко угнетая их; однако после продолжительной войны Г. были изгнаны из Египта местными правителями Фив, воссоединившими страну под своей властью и восстановившими ее независимость (Manetho. Fr. 42-52). Согласно Манефону, египтяне называли завоевателей словосочетанием, означающим «цари-пастухи» и звучащим в греч. транскрипции как гиксосы (ὑκσώς). За этим термином, вероятно, стоит егип. «хекау шасу» - правители-кочевники или правители-шасу (шасу - известные по егип. источникам кочевники Синая, тождественные, по-видимому, библейским амаликитянам; к временам Манефона за словом «шасу» оставалось только значение «кочевники, пастухи»). В арабо-мусульм. традиции сохранилось предание о том, что племя амаликитян некогда завоевало Египет и в течение неск. поколений правило им, пока не было изгнано египтянами (Абд ар-Рахман ибн ал-Хакам. Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса. М., 1985. С. 39, 48, 52). Мн. ученые, однако, считают, что за этой транскрипцией у Манефона стоит иное егип. выражение - «хекау хасут» (правители чужеземных стран), этим термином действительно обозначали в егип. царских списках II тыс. династию гиксосских царей Авариса (XV династию в царском перечне Манефона); кроме того, так иногда титуловали себя сами цари этой династии.

 

Егип. археологические и письменные источники XVII-XVI вв. до Р. Х. дают представление о том, что в это время на северо-востоке Дельты действительно существовало царство со столицей в Аварисе (совр. Телль-эд-Даба; локализован и исследуется австр. экспедицией М. Битака с 1966), возглавлявшееся династией сиро-палестинского (западносемит.) происхождения и временами распространявшее верховный контроль на весь Египет, Юж. Палестину и даже Нубию. Ни момент, ни обстоятельства его возникновения точно неизвестны; возможно, ядром гиксосского объединения были амалекиты-шасу Синая, сплотившие вокруг себя соседних кочевников и оседлых хананеев Юж. Палестины в кон. XVIII в. до Р. Х. (бурное время хурритской миграции в Палестину, подводившей черту под егип. влиянием в этих областях) и осуществившие вторжение в Египет в 1-й пол. XVII в. до Р. Х. Благодаря Г. в Египте, по-видимому, появились новые виды оружия (составной лук, меч), колесницы и лошади (перенятые Г. у хурритов). Главным объектом культа у Г. был азиат. бог, отождествленный с егип. Сетом (Сутехом). Гиксосские цари Авариса проводили политику западносемитско-егип. политического и религ. синкретизма и со 2-й пол. XVII в. до Р. Х. приняли полную егип. царскую титулатуру; первые 6 царей остались в офиц. царском списке Египта в качестве законной династии хекау-хасут. На Крите, в Нубии, в Месопотамии были найдены памятники с их именами. Наивысшего расцвета держава Г. достигла при Хайане (Хийане) и Апопи II Аакененра (ок. 1600 г. до Р. Х.); тем не менее уже тогда в Аварисе опасались могущества своего вассала - царя Фив Секененра (известна егип. сказка об Апопи и Секененра). В продолжительное правление Апопи III Ааусерра (сер. XVI в. до Р. Х.) наследники Секененра Камос и его преемник Яхмос I успешно воевали против Г.: Камос объединил почти весь Египет и осаждал Аварис; Яхмос, буд. основатель Нового царства, захватил город и, преследуя врага, после 3-летней осады взял Шарухен - последний центр Г. в Палестине. Егип. источники нач. XVI в. до Р. Х. (Табличка Карнарвона и надпись фараона Камоса) повествуют об изгнании Г. С падением гиксосского гос-ва племена амалекитов-шасу продолжали существовать на своей первоначальной территории (где под именем амаликитян отмечаются для XIII-VIII вв. до Р. Х. Библией), пока, наконец, не были ассимилированы арабами.

 

Античная и раннехрист. историческая традиция приурочивает переселение ветхозаветных патриархов Иакова и Иосифа в Египет к эпохе правления Г. Традиция, впервые зафиксированная у Иосифа Флавия, отождествляет Г., упоминаемых у Манефона, с предками евреев (Ios. Flav. Сontr. Ap. I 74, 91-92, 103). Завоевание Г. Египта соотносится с переселением туда патриарха Иакова, а их изгнание - с Исходом. Эта т. зр. встречается также у свт. Феофила, еп. Антиохийского (Theoph. Antioch. Ad Autol. III 20 sq), и Юлия Африкана (Manetho. P. 107, 111). Современником Яхмоса, разрушившего Аварис, считает Моисея также Птолемей Мендесский (III-II вв. до Р. Х.?) (Tat. Contr. graec. 38; Clem. Alex. Strom. I 101). Евсевий Кесарийский в «Хронике», называя XVII династию Г., добавляет, что при них Иосиф управлял Египтом (Euseb. Die Chronik // Werke. Lpz., 1911. Bd. 5. S. 68. (GCS; 20)). В приписываемой Манефону «Книге Сотиса» (III в. по Р. Х.) появление Иосифа в Египте датируется еще точнее: 4-м годом «Апофиса» (Апопи), 4-го из гиксосских царей Авариса (Manetho. P. 239).

 

 

Ист.: Manetho / Ed., transl. W. G. Waddell. L., 1940; Греч. и римские авторы о евреях и иудаизме. М., Иерусалим, 1997. Т. 1. C. 63-86; История Древнего Востока: Тексты и док-ты / Ред.: В. И. Кузищин. М., 2002. С. 53-57.

 

 

Лит.: Van Seters J. The Hyksos: A New Investigation. New Haven, 1966; История Древнего Востока: Учеб. М., 1988. Ч. 2. С. 229-238, 420-424; The Hyksos: New Historical and Archaeological Perspectives / Ed. E. D Oren. Phil., 1997; Ryholt K. S. B. The Political Situation in Egypt during the Second Intermediate Period c. 1800-1550 B. C. Copenhagen, 1997; Васильев А. С. Шасу новоегипетских источников: к вопр. об идентификации // Древний Восток и античный мир. М., 1998. Вып. 1. С. 3-17; Немировский А. А. Библ. коннотации гиксосского правления в религ. традициях Запада и Востока // Древний Египет и христианство: (К 2000-летию христианства): Мат-лы науч. конф. М., 2000. С. 95-99; он же. Гиксосы: к вопросам именования и происхождения // Древний Восток: Общность и своеобразие культурных традиций. М., 2001. С. 100-138.

 

Немировский А.А. Гиксосы // Православная энциклопедия

http://www.pravenc.ru/text/164979.html

Ответить

Фотография Стефан Стефан 12.12 2020

III. Просачивание гиксосов в Египет и основание XV династии111a

 

Сегодня исследователи сходятся во мнении, что гиксосское владычество в Египте не было результатом внезапного вторжения в страну войск одного азиатского народа. Скорее, оно было следствием просачивания групп нескольких разных народов Западной Азии, преимущественно семитских111b, в Дельту Нила в эпоху упадка Среднего царства; вероятно, их вынуждали двигаться на юг крупномасштабные драматические события в землях к северу и востоку от Египта112. С точки зрения египтян, пришлое население относилось к той же азиатской народности («ааму», «сечтиу», «менчиу [из] Сечет», люди из «Речену»), представители которой с незапамятных времен создавали угрозу у северо-восточных пределов Египта и уже в I Переходном периоде завладевали Дельтой113. Их вождей или {64} шейхов египтяне называли хекау-хасут, то есть «владыками пустынных нагорий» или «правителями чужих земель»; к этому наименованию, вероятно, восходит манефоновский термин «гиксосы», который теперь широко используется для обозначения этих народов, взятых в совокупности114. Еще в эпоху позднего Старого царства египтяне называли так нубийских вождей115, а в первой половине правления XII династии – князей сирийских и палестинских кочевников. Это обозначение встречается, например, в «Повести о Синухете» и в подписи к знаменитой сцене из гробницы номарха Хнумхотепа в Бени-Хасане, где изображена группа ааму116.

 

Само собой разумеется, что египтяне встречали гиксосов сопротивлением – в ходе конфликта неизбежно сжигались города, разрушались храмы, часть местного населения подвергалась лишениям и жестокостям117. Когда иноземцы пришли к власти, они правили твердой рукой: облагали людей на подконтрольных территориях тяжелыми налогами и собирали дань у вассальных государств на юге. Но их администрация, к которой, очевидно, принадлежали многие египетские чиновники, кажется, не проявляла излишней жестокости, и, возможно, многие подданные спокойно принимали и даже активно поддерживали ее118. Насколько мы можем судить, они не были беспощадными дикарями, как их изображала фиванская пропаганда раннего Нового царства и египетские авторы позднейших эпох119. Гиксосские цари XV династии поддерживали храмовое строительство, изготовление статуй, рельефов, скарабеев и других художественных и ремесленных изделий; и, что любопытно, некоторые из лучших дошедших до нас копий знаменитых египетских литературных и технических текстов созданы в эпоху этих царей120.

 

С другой стороны, учитывая существующие сегодня обоснованные сомнения в том, что так называемые «гиксосские крепости», керамика стиля «телль-эль-яхудийя» и другие культурные явления были связаны с гиксосами121, остается мало оснований полагать, что гиксосы обладали собственной отличительной культурой. В Египте они активно заимствовали достижения древней цивилизации, в пространстве которой они оказались. Гиксосские правители записывали свои имена египетскими иероглифами, принимали традиционные титулы египетских царей и составленные на египетский манер престольные имена, а иногда – и египетские личные имена122. Об их восхищении египетским искусством свидетельствует множество статуй, рельефов и мелких произведений искусства, {65} которые они узурпировали или копировали – возможно, силами египетских мастеров – с хороших оригиналов Среднего царства; а производство печатей-амулетов египетского типа – скарабеев – достигло невиданных масштабов.

 

Подражая царям-египтянам, гиксосские правители учредили официальную религию по египетскому образцу и приняли в качестве верховного бога египетское божество, почитавшееся в регионе, который стал их плацдармом. Это был Сет Аварисский, исходно верхнеегипетский бог, культ которого, очевидно, был принесен в Сетроитский ном в северо-восточной Дельте до начала правления IV династии123. Вероятно, гиксосы сопоставили Сета Аварисского с одним из своих азиатских богов; иконография Сета на одном из гиксосских скарабеев имеет отчетливый азиатский характер;124 но его отождествление с семитским Баалом или Решефом либо с хеттским Тешшубом развилось позднее и было скорее следствием, нежели причиной гиксосского культа Сета125. Многие считают, что обнаженная женская фигура на скарабеях гиксосского периода представляет богиню Анат, или Аттар-Астарту, которая упоминается в более поздних текстах как супруга Сета-Баала126. Вопреки данным исторической традиции Нового царства127, цари-чужеземцы признавали не только Сета, но и других египетских богов, в частности солнечного бога Ра, который упоминается в их престольных именах.

 

Египтяне, в свою очередь, обязаны гиксосам в двух отношениях. Гиксосы раз и навсегда избавили египтян от прежнего чувства самодостаточности и ложного ощущения безопасности, которое основывалось на неоправданной уверенности в неоспоримом превосходстве над другими народами мира и отстраненности от них. Поскольку сами гиксосы были азиатами, а их царство включало Северный Синай и значительную часть Палестины, они создали условия для более тесных и постоянных контактов между Египтом и народами и культурами Западной Азии, чем когда-либо прежде в египетской истории127a. По этому мосту, который навели гиксосы и поддерживали фараоны Нового царства, в долину Нила хлынула в ранее не виданном масштабе свежая кровь, новые религиозные и философские понятия, новые художественные стили и средства, а также эпохальные новации более практического свойства. Хотя, возможно, лошадь и запряженная лошадьми колесница была известна в Египте, как и {66} в Месопотамии, еще до гиксосского периода128, самые ранние упоминания об использовании лошадей в военных действиях мы встречаем в тексте фиванского царя Камоса в конце гиксосского периода129. От своих противников-гиксосов египтяне, вероятно, впервые переняли составной лук, бронзовые топоры, мечи новых типов и другие военно-технические новшества, а также важные мирные технологии жителей Западной Азии, которые мы впервые встречаем в Египте при XVIII династии130. Период гиксосского владычества, которое египетские историки последующих эпох описывали как полную катастрофу, дал египтянам цель и средства для «мировой» экспансии и тем самым заложил основы для эпохи Нового царства, известной как период «империи», и в значительной степени определил его характер. {67}

 

 

111а Со времен Хейза было получено много новых археологических данных об азиатах в Восточной Дельте и о периоде гиксосского владычества благодаря раскопкам, которые с 1966 г. ведет в Аварисе (совр. Телль-эль-Даба) австрийская экспедиция под руководством М. Битака. Памятник хорошо стратиграфически изучен, что позволяет реконструировать хронологию заселения Авариса. Самая современная версия концепции самого М. Битака представлена в статье: Bietak М. From where came the Hyksos and where did they go? // The Second Intermediate Period (Thirteenth-Seventeenth Dynasties): Current Research, Future Prospects / Ed. by M. Marée (Leuven: Peeters, 2010 (Orientalia Lovaniensia Analecta, 192)): 139–181. Согласно Битаку, Аварис, важный средиземноморский торговый порт в русле восточного рукава дельты Нила, в эпоху позднего Среднего царства заселялся выходцами из прибрежных районов Северного Леванта, которые, будучи искусными мореходами, поддерживали для египетского царя морское сообщение и торговлю с городами северного Ливана (такими как Библ и Сидон), а также участвовали в египетских экспедициях в пустынные районы. Во второй половине правления XIII династии азиатские правители Авариса основали местную царскую династию (большинство исследователей обозначают ее как XIV династию, к ней принадлежал Аасехра Нехси), и цари XIII династии утратили контроль над Восточной Дельтой. По мнению Битака, данные археологии свидетельствуют о том, что возникновение независимого царства в Аварисе не было сопряжено с притоком нового азиатского населения. Иной точки зрения придерживается Д. Бен-Top, которая связывает возникновение XIV династии с переселенцами из южного Леванта, см.: Ben-Tor D. Scarabs, Chronology, and Interconnections: Egypt and Palestine in the Second Intermediate Period (Fribourg; Göttingen, 2007 (Orbis Biblicus et Orientalis, Series Archaeologica. 27)): 189–190 (А.И.-Т.).

 

111b Распространенная в научной литературе гипотеза о несемитских элементах не находит подтверждения, см.: Schneider Т. Ausländer in Ägypten während des Mittleren Reiches und der Hyksoszeit (Wiesbaden: Harrassowitz, 1998 (Ägypten und Altes Testament 42)) Teil 1: Die ausländischen Könige: 150 (А.И.-Т.).

 

112 § II, 32: 54 слл.; § III, 21: 120; § III, 4.

 

113 § III, 12: 8; § III, 6: 98–99, 102–105; § III, 7: 47–48, табл. 6 (стб. 37); § III, 14: 14–33 везде; § III, 8: 45–46; § III, 9: 198 слл., табл. 1, стк. 4, 11, 16. См. также: § III, 12: 7; § III, 22: 8486. {64}

 

114 § II, 32: 56; § III, 12: 7.

 

115 § III, 23: 109, 134.

 

116 Повесть о Синухете. В. 98, 176; G 15, т. IV: 145–146; § II, 32: 56 примеч. 3.

 

117 G 23: 78–79 (фр. 42); § III, 7: 47–48, табл. 6 (стб. 36–38); § III, 22: 84; § III, 12: 8, 34 слл.

 

118 § II, 32: 65, 70; § III, 20: 56.

 

119 См. выше, сноска 117 наст. гл.

 

120 См., напр.: § III, 13: 17 слл.

 

121 § III, 19: 88–90; § II, 32: 56–61; § III, 17: 107–111.

 

122 Напр., трое гиксосских царей носили распространенное в эпоху Среднего царства имя Апопи (Апофис). {65}

 

123 § III, 10: 77–84; § II, 32: 64; § III, 25: 149. Ср.: § III, 11: 364.

 

124 § II, 32: 64.

 

125 § III, 25: 149. Ср.: § III, 11: 23–24, 364.

 

126 § II, 32: 64 примеч. 6, 7.

 

127 Там же: 64 примеч. 8.

 

127a Археологические раскопки в Дельте Нила и в Палестине показывают, что отношения египтян с жителями Леванта были не менее тесными на заре египетской истории: в начале IV тыс. до н.э. засвидетельствовано присутствие азиатов в поселениях Нижнего Египта, а позже – постоянное пребывание египтян в ряде палестинских центров; активные контакты прекратились во второй половине правления I династии, см.: Guyot F. Les dynamiques d’échanges entre lEgypte prédynastique et le Levant sud au 4emillénaire // Archéo-Nil (2010) 20: 87–96 (А.И.-Т.). {66}

 

128 § III, 3: 249–251.

 

129 § II, 32: 59; § III, 20: 56, 58.

 

130 G 27: 150–170. Но см.: § III, 19: 88–90; § II, 32: 60–61; § III, 20: 58. {67}

 

Хейз У.-К. Египет: от смерти Аменемхета III до правления Секененра II // Кембриджская история древнего мира. Т. 2.1: История Ближнего Востока и Эгейского региона. Ок. 1800–1380 гг. до н.э. / Под ред. И.-А.-С. Эдвардса, С.-Дж. Гадда, Н.-Дж.-Л. Хэммонда, Э. Сольберже: пер. с англ. М.: Ладомир, 2020. С. 64–67.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 23.01 2021

Историю прихода гиксосов к власти можно разделить на два этапа. Первый этап начался в северо-восточной части Дельты в последней четверти XVIII в. до н.э. Это был период, когда азиаты заселяли город Хутуарет (Аварис) и Сет стал верховным богом нового политического образования (вероятно, этот шаг сопровождался существенной перестройкой его храма). По очень счастливой случайности 400-летний юбилей этого события, который отмечался около 1320 г. до н.э. в правление царя XVIII династии Хоремхеба, оказался увековечен на гранитной стеле, установленной в Аварисе царем XIX династии Рамсесом II131. Из надписи на этом памятнике, известном как «Стела 400-летия», мы узнаём, что «восшествие царя Сета Апети Омбосского» – очевидно, самого бога Сета – произошло в Аварисе около 1720 г. до н.э. Отсюда можно заключить, что именно тогда Аварис заняли почитатели этого бога – гиксосы.

 

Затем последовал период консолидации власти гиксосов и их экспансии в Нижнем Египте при азиатских князьях, имена которых нам по большей части неизвестны. Одним из первых вождей, возможно, был царь Акен – его имя, которое буквально означает «(бог)-осел-силен», упомянуто в берлинской генеалогии мемфисских жрецов в промежутке между Средним и Новым царствами132. К концу этого этапа, возможно, относятся ранние князья-гиксосы Анафер и Семкен133, которые в нашей хронологической таблице названы основателями Манефоновой «XVI династии».

 

С 1674 г. до н.э. правили шесть значительных гиксосских правителей, которых Манефон объединил в XV династию134 и которые правили, согласно Туринскому царскому списку (столбец X, 15–21135), сто восемь {67} лет136. Поскольку эти его восемь лет должны были закончиться в 1567 г. до н.э., когда основатель Нового царства изгнал последних гиксосов из Египта, вероятно, многочисленные прочие гиксосские «цари» этого периода являлись вождями различных азиатских племен, объединенных под властью Великих гиксосов. Тогда к их числу относятся семьдесят пять «царей пастухов», которые, согласно Африкану, относились к XVI и XVII династиям137, восемь иноземных (?) царских имен, названных в конце X столбца Туринского царского списка138 (= XVI династия?), а также ряд гиксосских правителей, имена которых сохранились на скарабеях и других мелких памятниках.

 

Поскольку наши сведения о первых двух царях XV династии основаны главным образом на отрывке из истории Манефона, который приводит Иосиф Флавий в сочинении «Против Апиона», нельзя придумать ничего лучше, как привести цитату из стандартного перевода этого сочинения139. После описания того, с какой легкостью гиксосы поначалу овладели Египтом и с какой жестокостью они обошлись с покоренными городами и их жителями, говорится:

 

Наконец, и царем они сделали одного из своих, имя его Силатис [Салитис]. Он обосновался в Мемфисе, верхнюю и нижнюю землю обложил данью и разместил вооруженные отряды в наиболее подходящих местах. В особенности он позаботился о безопасности восточных земель, предвидя возможность вторжения ассирийцев140 в его царство. Найдя в Сетроитском номе на востоке от реки [рукава] Бубастит весьма удобно расположенный город, который по древнему религиозному сказанию назывался Аварис, он отстроил его, укрепил неприступной стеной и разместил в нем многочисленный отряд, состоявший из двухсот сорока тысяч воинов. Он отправлялся туда летом, чтобы доставлять продовольствие и денежное содержание и приучать войско к постоянной бдительности ввиду опасности нападения соседей. Он умер, царствовав девятнадцать лет. За ним другой, по имени Бнон, правил сорок четыре года (Перев. А.В. Вдовиченко)140a.

 

В имени Салитис, которое фигурирует у Манефона, мы, вероятно, можем узнать царя Шарека (или Шалека), который, согласно генеалогии мемфисских жрецов, правил за одно поколение до известного гиксосского фараона Апопи (I) и за два поколения до Небпехтира (Яхмоса), основателя XVIII династии141. Не исключено, что его можно отождествить и с царем Мааибра Шеши – печати и оттиски с именем этого царя, типологически относящиеся к началу гиксосского периода, многочисленны и {68} географически широко распространены; самые южные находки его печатей происходят из торговой фактории Среднего царства в Керме у Третьего порога Нила142. Это необязательно означает, что власть гиксосов распространялась до северного Судана или хотя бы Нижней Нубии, где, вероятно, уже возникла независимая династия местных князей143. С другой стороны, весьма вероятно, что Салитис, как можно понять из труда Манефона, не только занял древнюю столицу – Мемфис, но и овладел всем Египтом, а его преемники до Апопи I включительно владели всей страной вплоть до Гебелейна на юге, а возможно, и до первого порога Нила144. Туринский царский список (столбец X, 15145) приписывает первому царю-гиксосу <1>3 лет (или <2>3? года) правления, что не сильно отличается от 19 лет, которые отводит Салитису Манефон.

 

Еще одним из первых могущественных правителей-гиксосов был Мерусерра Як-Баал (или Якеб-Баал), известный нам главным образом по скарабеям. Его семитское имя записывалось по-египетски как «Иакубхор»146. Печати Иакубхора, как и печати Мааибра Шеши, были найдены в Керме. И вообще эти два царя, кажется, были близки хронологически и контролировали сходную территорию. Хотя Иакубхора трудно отожествить с царем, которого Манефон называет Бнон, или Беон, возможно, Иакубхор был непосредственным преемником Мааибра и, следовательно, вторым из Великих гиксосов. В таком случае он, согласно Туринскому царскому списку, занимал престол более 8 (или 18?) лет.

 

Кроме того, по стилю оформления и области распространения скарабеи Мааибра Шеши близки к печатям важного гиксосского чиновника, который носил известное семитское имя Хур (в египетской записи: Хар) и титулы «Казначей царя Нижнего Египта», «Единственный товарищ [царя]» и «Распорядитель казны». Скарабеи этого человека – который, несомненно, отвечал за получение податей и дани для царя Шеши и для другого гиксосского царя, правившего примерно в то же время, – находят на территории от Газы в Палестине до Кермы в Судане147. Еще один гиксосский казначей, известный по множеству печатей и обладавший теми же {69} титулами, что и Хур, носил египетское имя Периемуах; он мог быть египтянином на службе у азиатских правителей148. {70}

 

 

131 G 15, т. IV: 23.

 

132 § III, 2: 106, табл. 2 (3, 12); § III, 12: 12, 25. См. также: § III, 1: 171–172.

 

133 G 24: 473 примеч. 2, 492, 534 примеч. 3, 729–730, 825; G 20: 64.

 

134 См.: G 9: 36–38.

 

135 = G 5: табл. 3, стб. X, 14–21. На таблице в издании Гардинера три небольших фрагмента под фр. 152, очевидно, следует сместить вниз на одну строку. См.: § III, 5: 56, табл. 10. {67}

 

136 Паркер (§ III, 16) поставил под сомнение чтение числа «108», которое предложил Фарина в своем издании Туринского царского списка (§ III, 5: 56). Но см.: G 5: 17 [X, 21]; § II, 1: 17 и примеч. 49.

 

137 G 23: 92–95; G 9: 38.

 

138 G 5: табл. 3, стб. X, 22–29.

 

139 G 23: 78–83.

 

140 Это анахронизм в труде Манефона: под «ассирийцами» он понимает воинственных жителей Западной Азии. Настоящее название данного народа неизвестно.

 

140a Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю; Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона (М.; Иерусалим, 1994): 128 (А.И.-Т.).

 

141 § III, 2: 99, 106–107, табл. 2 (3, 6); G 9: 37. {68}

 

142 G 8, ч. 2: 4–5; § II, 30, ч. 4–5: 75–76, рис. 168; § III, 20: 59–61. Ср.: G 20: 43–45, 64–67; § III, 19: 88; § III, 18: 56; § II, 32: 62, 63 примеч. 1.

 

143 § III, 18; § III, 20.

 

144 § III, 20: 60–61; § II, 32: 63 примеч. 1; G 20: 65.

 

145 = G 5: табл. 3, стб. X, 14. См. выше, сноска 135 наст. гл.

 

146 G 24: 184–187, 790–791, 858–659; G 20: 67; § II, 32: 62 (примеч. 5); см.: § III, 26. (Сегодня имя, которое записано по-египетски «jqb-hr» («Иакубхор» у Хейса), читают как северо-западносемитское «Якуб-Хадду», a «jq-b‛3(r)» (Якбаа) считают именем другого царя, египетской записью аморейского имени Яку<н>-Баал или Иику<н>-Баал, см.: Schneider Т. Ausländer in Ägypten während des Mittleren Reiches und der Hyksoszeit (Wiesbaden: Harrassowitz, 1998 (Ägypten und Altes Testament. 42)) Teil 1: Die ausländischen Könige: 128–129; другие точки зрения на чтение элемента «hr» в египетских передачах семитских имен см.: Dijkstra М. The element -hr in Egypto-Semitic names // Biblische Notizen (1998) 94: 5–10; Görg M. Ein «Glaubensbekenntnis» der Hyksos als präisraelitisches Dokument // Blätter Abrahams (2011) 11: 29–35. А.И.-T.)

 

147 G 20: 68; § II, 32: 65–66. {69}

 

148 G 8, ч. 2: 8; § III, 15: 153, табл. 23 (24–26); § III, 24: 169 (59), 171 (71), табл. 2, 3; и т.д. {70}

 

Хейз У.-К. Египет: от смерти Аменемхета III до правления Секененра II // Кембриджская история древнего мира. Т. 2.1: История Ближнего Востока и Эгейского региона. Ок. 1800–1380 гг. до н.э. / Под ред. И.-А.-С. Эдвардса, С.-Дж. Гадда, Н.-Дж.-Л. Хэммонда, Э. Сольберже: пер. с англ. М.: Ладомир, 2020. С. 67–70.

Ответить

Фотография Darius Darius 16.03 2021

Основным источником по истории гиксосского периода в истории Египта является свидетельство Манефона в изложении Иосифа Флавия, который писал о том, что во времена царя Тимая

«… неожиданно люди из частей, расположенных к востоку, неизвестные по происхождению, расхрабрившись, вторглись в страну, и легко, без боя, захватили всю ее силой». Далее историк рисует нам картину разрушений храмов египетских богов, городов и порабощения населения. Можно ли рассматривать свидетельство Манефона, жившего через тысячу с лишним лет как достоверный источник о вторжении неизвестных завоевателей из Азии, захвативших ослабленный Египет практически без боя? И была ли вследствие этой легкости необходимость тех разрушений и бедствий, которые гиксосы учинили, по мнению Манефона, в Египте? Насколько кровожадными в действительности оказались азиатские пришельцы, откуда они пришли, сколько правили, какова их этническая принадлежность и куда они пропали после их вытеснения их Египта набравшими силу фиванскими царями?

 

запалный вход крепости бухен.jpg

 

Начнем с археологических фактов. Какие памятники можно отнести к гиксосским конца Среднего царства – II промежуточного периода, не свойственные собственно египетским?

  1. Оборонительное сооружение у Гелиополиса, аналогичные расположенным на территории Сирии и Палестины (Иерихон, Хацор, Катна) и Нубии (Бухен), тип которых так и называют - гиксосский.
  2. Типично палестинские могильные сооружения из кирпича
  3. Керамика т.н сирийского стиля Телль-эль-Яхудийя, известного в Сирии, Сев. Палестине и Египте от дельты до Нубии, которую часто обнаруживают в захоронениях воинов.

 

Когда можно констатировать активное проникновение азиатов в Египет?

 

Существует предположение, что этот процесс начался с периода династии. Вероятно, уже во времена Аменемхета ряд азиатских племен переселился в район восточной Дельты, а некоторые переселенцы могли занимать высокое положение, как видно из текста папируса, известного, как «Речение Ипувера», рисующего картину бедственного положения Египта конца Среднего царства. С сер. династии, воспользовавшись ослаблением центральной власти, азиатские племена Дельты и пришедшие из Сирии и Палестины завоеватели захватили власть и создали гиксосскую династию, правившую Египтом до 1570г до н.э. Манефон сообщал: «Наконец, одного из своей среды они сделали царем; он назывался Салитис. Он прибыл в Мемфис, наложил подати на Верхнюю и Нижнюю страны и поместил гарнизоны в наиболее удобных местах. Более всего он укрепил восточную границу, ибо боялся нападения могущественных тогда ассириян. Найдя в Сефроитском номе, к востоку от Бубастидского русла Нила, удобно расположенный город Аварис, он населил его и сильно укрепил и поместил там гарнизон из 240 тыс. тяжеловооруженных. Он царствовал 19 лет и умер; после него сидел другой царь Бнон 44 года, за ним Апахнан – 36 лет, потом Апофис – 61 год, Ианн – 50 лет, потом Ассис – 49 лет. Это были их первые правители, которые всячески старались искоренить Египет. Весь народ их называл «цари-пастухи».

 

Аменемхет 3 в виде сфрнкса.jpg

 

Каково происхождение слова «гиксос» и их этническая принадлежность?

 

Существовало предположение, что слово «гиксос» обозначало пленных, к чему склонялся и Манефон, живший в птолемеевскую эпоху. Известны несколько памятников того времени, восходящие к царям Хиану, Апопи и некоторое количество скарабеев Янабхера и Анатхера, на которых цари называют себя хик-хасут – царь иноземцев или царь стран, что, вероятно, послужило прототипом «гиксос». Несомненно, что среди гиксосов было много семитов: имена царей Якобхер и Анатхер, приближенного царя Апопи Абда (сем. слуга), чей саркофаг находится в музее Каира, явно семитские. Какой семитский народ мог выставить 240 тыс. тяжеловооруженных воинов (по Манефону) для охраны столичного города? Можно ли говорить о союзе племен? Или это сильное преувеличение древних авторов и, скорее, речь идет о воинах с их семьями, осевшими в Аварисе после завоевания Египта? Возможно, что семитский элемент составлял весьма значительную часть в отрядах пришельцев и имел ханаанейско- аморейское происхождение (по предположению Б.А. Тураева).

 

гиксосский сфинкс.jpg

 

Объединить под своей властью властью весь Египет гиксосам не удалось. Фараон династии Нехси царствовал, как их вассал и называл себя «возлюбленным Сэтом Авариса», бога гиксосов, форма имени которого Сутеху обозначала на египетский лад Ваала или Тешуба, богов семитского и хеттского пантеонов. Возникновение этой формы указывает на начало ассимиляции гиксосов, их приспособления к египетской культуре. Некоторые гиксосские цари даже начали включать имя Ра в свои тронные имена. Например, гиксосский правитель Хиан, чье имя было известно далеко за пределами долины Нила: именные скарабеи найдены в Гезере (Палестина), на руинах кносского дворца на Крите А. Эванс обнаружил алебастровую пластину с картушем «бог благой Свесернира, сын Ра –Хиан», В Багдаде был обнаружен каменный лев с его картушью, видимо, перевезенный из Кархемиша (по предположению М. Мюллера), где он обозначал северную границу владений гиксосов в Сирии.

 

Как долго правили гиксосы Египтом?

 

Нижняя часть статуи времени Среднего царства. На пьедестале надпись с именем царя Хиана..jpg

 

Согласно Манефону, их владычество длилось 511 лет усилиями двух династий. Евсевий говорит о 103 годах царствования (1700-1590гг до н.э), что представляется более вероятным. Затем окрепшие фиванские вассалы после борьбы с Аварисом, длившейся в течение двух поколений, изгнали гиксосов обратно в Азию, о чем свидетельствует папирус эпохи Рамессидов, в котором гиксосов именуют «прокаженными»: «Случилось, когда земля египетская была под властью прокаженных, и не было владыки-царя, но царь Секеннира был правителем в граде юга – в Фивах, а прокаженные города азиатов имели князем Апопи в Аварисе… Царь Апопи избрал своим богом Сутеха и не кланялся никакому другому богу египетскому».

 

правитель времен гиксоского завоевания.jpg

 

Надпись, найденная В.С. Голенищевым в Стабель-Антаре, содержит хвалебное слово Хатшепсут, в котором она говорит о реставрации храмов, разрушенных «азиатами из Авариса, царстовавших, не ведая Ра». Далее в документе говорится, что, будучи осажденными фиванским войском, численностью 480 тыс. человек, в Аварисе, стороны заключили соглашение и гиксосы оставили город в обмен на беспрепятственный выход. В количестве 240 тыс. человек (как и численность тяжеловооруженных воинов Авариса у Манефона!) со всеми семьями и скарбом гиксосы ушли через сирийскую пустыню в Иудею, где основали Иерусалим. Очевидно, что в то время гиксосов смешивали с иудеями и их изгнание смешали с исходом евреев из Египта. Кроме того, аналогичная капитуляция известна при осаде Мегиддо при Тутмосе .Смешение в этом предании двух аналогичных событий заставляет внимательно присмотреться к автобиографии Яхмоса, командира фиванского флота, который получил в награду за взятие Авариса гиксосских пленников. А сопровождавший фараона Яхмоса при 6-ти летней осаде крепости Шарухэн в Южной Палестине Пен-нехеб писал, что фараон пошел дальше, в Финикию. Т.е изгнание гиксосов из Египта вряд ли прошло по согласию сторон, как писал о том Манефон. Да и борьба была длительной и ожесточенной, о чем говорит состояние мумии Секеннира , при котором началась война с гиксосами. Его мумия несет на себе следы страшных ран и плохо набальзамирована, что может свидетельствовать о гибели царя в бою и поспешности процедуры мумификации для последующего захоронения.

 

Но так ли варварски вели себя в Египте гиксосы, как это представляется из свидетельств Манефона и Хатшепсут?

 

Историкам известны знаменитый математический папирус, датируемый 33-м годом правления Апопи, папирус Весткар из коллекции Берлинского музея, известный, как «Сказки фараона Хеопса», медицинский папирус Эберса, золотые барки из гробницы Камоса, предшественника Яхмоса, шедевр искусства того времен. Не будем забывать, что гиксосы оставили в наследство Египту лошадей и колесницы, которых египтяне не знали до эпохи Среднего царства. Военные успехи Тутмоса и Рамзеса в битвах при Мегиддо и Кадеше тоже можно отнести к их наследию. Свой вклад в становление мощной империи Нового царства они внесли.

 

Бронзовый кинжал гиксосской эпохи. На ручке гиероглифическая надпись с именем гиксосского царя Неб-хепеш-


Сообщение отредактировал Darius: 16.03.2021 - 16:21 PM
Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 16.03 2021

Какой семитский народ мог выставить 240 тыс. тяжеловооруженных воинов (по Манефону) для охраны столичного города? Можно ли говорить о союзе племен?

Могли ли быть в их рядах не только левантийские, но и аравийские племена?
 

Ответить

Фотография Darius Darius 16.03 2021

Могли ли быть в их рядах не только левантийские, но и аравийские племена?

 

Ядро гиксосов было индоевропейским. Аравийские племена, или "люди песков", как их называли, могли присоединиться, безусловно, к набегу гиксосов, но, на мой взгляд, вряд ли могли волйти в состав правящей верхушки. Скорее всего, действительно, воспользовавшись слабостью Египта переходного периода, индоевропейцы и конгломерат племен, который они возглавили, вторглись в Дельту и отчасти захватили север страны. Конечно, 240 тыс. тяжеловооруженных воинов - это преувеличение, иначе с такой силой ничто не мешало захватить весь Египет, как это сделали персы. Возможно, что ситуация усложнялась тем, что племена азиатов уже находились в районе дельты, поселенные Аменемхетом (возможно, по таким же соображениям, как и римляне расселяли у себя на территории германские племена), и пользуясь вторжением гиксосов присоединились к грабежам севера страны. В любом случае масштаб вторжения был много меньше, чем описывается, к чему всегда были склонны историки древности. 

Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 16.03 2021

Ядро гиксосов было индоевропейским.

Хурриты тоже там могли быть, наверное... Короче, пёстрая компания как и поздние "народы моря", например.
 

Ответить

Фотография Darius Darius 16.03 2021

Короче, пёстрая компания как и поздние "народы моря", например.  

 

Да, такие тактические союзы недолговечны, но перекроить карту известного мира могут вполне основательно.

Ответить

Фотография BKR BKR 08.04 2021

Если бы можно было секвенировать геномы в останках этих пришельцев. Тогда можно было бы уточнить, кто они и откуда.
Ответить

Фотография scriptorru scriptorru 08.04 2021

Если бы можно было секвенировать геномы в останках этих пришельцев. Тогда можно было бы уточнить, кто они и откуда.

Точно, не на летающих тарелках прилетели ...

____________________________________________

 

 

После XII династии Египет начал клониться к упадку. Цари следующей XIII династии (1773-1650(7) гг. до н.э.) продолжали править из Иттауи, но не задерживались долго на троне: за 150 лет их сменилось более полусотни. Неферхотеп I и Себекхотеп IV (вторая половина XVIII в. до н.э.) еще контролировали Египет: его южные границы охраняли в крепостях гарнизоны, корабли плавали на север, в Библ. Эйе (I) (1695-1685? гг. до н.э.) был уже последним, чьи памятники известны в обеих частях Египта. Контроль династии над Восточной Дельтой оказался утрачен, в Западной (в г. Ксоисе) обозначилась «параллельно» правившая (XVI) династия; влияние на юге ограничилось границами Фиванской области.
Важнейшее свидетельство этого времени - так называемое «Речение Ипувера» (известное в позднейшей копии, но созданное, несомненно, в конце Среднего царства). Оно рисует картину полного хаоса в стране, которая «повернулась, подобно гончарному кругу». Ипувер драматически описывает внутренние потрясения: не только «ожесточение сердец», грабежи, мор, но и смуту, разрушение столицы, осквернение некрополей и царской пирамиды, а также присутствие в стране «чужеземных лучников», «азиатов». Речь, несомненно, идет о вторжении в Египет племен так называемых гиксосов, правление которых составляет содержание II Переходного периода - одного из самых «темных» и тяжелых в истории Египта.

 

 

II ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (ок. 1650-1550 гг. до н.э.)

 

В середине XVII в. до н.э. Египет впервые оказался под властью чужеземцев. С востока через Синай вторглись завоеватели, входившие в племенной союз обитателей Южной Сирии и Северной Аравии, возможно, разнородный по составу. Чуть более ста лет они владычествовали над частью Египта, сделав своим центром г. Аварис (Восточная Дельта, совр. Телль эль-Даб’а).
Манефон именовал завоевателей (или только их правителей) гиксосами, «царями-пастухами» (от др.-егип. хека хасут - «правители чужеземных стран»; вар. хека шасу - «правители (племени) шасу»). Сами египтяне называли их ааму, «азиатами», как и население Сирии-Палестины. Раскопки в Аварисе (М. Битак) показали, что мигранты-ааму селились там уже и раньше, притом многие состояли на службе у фараонов XII династии (в качестве воинов, матросов, торговцев, проводников военизированных караванов), а их культура (имена, семьи, погребальные обряды, быт) носили уже смешанный (азиатско-египетский) характер. Завоеванию Египта способствовал ряд причин: его внутренняя слабость, передовое переднеазиатское вооружение гиксосов (сложные дальнобойные луки, бронзовые серповидные мечи-хепеш, боевые колесницы), возможно, поддержка азиатского населения Дельты. Власть гиксосов (даже при самых сильных их царях Хиане и Апепи) простиралась лишь на Дельту и север Среднего Египта (вплоть до Кус), откуда они совершали набеги на юг страны.
Несмотря на понятную исключительно враждебную оценку гиксосов всеми египетскими источниками, возможно, они привнесли элемент стабильности в Дельту. На время сложилось политическое равновесие между городами Дельты (XIV династия) с разной степенью их лояльности к гиксосским фараонам (XV династия), обособившимся слабым фиванским царством (XVI династия), а также возвысившимся полуегиптинизованным царством Куш со столицей в Керме (за III порогом). Египетские «царские списки» также признавали их царями (впрочем, не вполне «полноценными»: без картуша при именах). Гиксосы адаптировали египетскую культуру, в том числе политическую: правили как египетские фараоны, использовали их титулы, датировали события по годам своего правления, именовались «сынами Ра» (хотя поклонялись Сету, отождествлявшемуся с их азиатским богом Баалом), заимствовали египетскую письменность.
Борьба за освобождение Египта началась при двух последних фиванских правителях XVI династии. Секененра Taa (II) первым выступил (ок. 1560 г. до н.э.) против Апепи (Ааусерра) и, видимо, погиб в битве: его мумия сохранила следы ударов боевого топорика гиксосского типа. О начале их борьбы рассказывает сказание о «Ссоре Апепи и Секененра» (известное в позднейшей копии): в нем гиксосский царь (названный «царем, которому весь Египет платит дань»), разгневанный активностью египтян, шлет гонца к фиванскому, требуя изгнать «из фиванского водоема бегемотов», рев которых якобы не дает ему спать ни днем, ни ночью, достигая Авариса.
Борьбу продолжил его сын (?) Камос, по прозвищу «храбрый» (1555-1550 гг. до н.э.), который, обозначив свою независимость от верховной власти гиксосов, принял титул царя (XVII династия). Неожиданно он столкнулся с нежеланием знати (опасающейся сильной централизации власти) участвовать в войне. Согласно одному известному тексту, в ответ на слова, обращенные к совету сановников во дворце («Я хочу спасти Египет и поразить азиатов»), он получил от сановников уклончивый ответ («Мы спокойно владеем нашим Египтом...Вот (если) придет тот, ...кто нападет на нас, тогда мы будем действовать против него»).

Камос совершил поход на Аварис, опираясь на свое войско, однако не смог его взять, захватив лишь огромную добычу (300 ладей с полученной гиксосами данью). Позднее он также совершил поход в Куш, поставив под прямое управление Египта южные территории вплоть до II порога.
Изгнание гиксосов традиция связывает с младшим братом Камоса Яхмосом (I), при котором, видимо, значительную роль играла их мать, царица Яххотеп. Яхмос стал основателем следующей XVIII династии. Надпись в гробнице начальника гребцов (и тезки царя) Яхмоса рассказывает о штурме Авариса с речных каналов и суши, о взятии его, преследовании гиксосов и трехлетней осаде их последнего оплота - крепости Шарухен в Южной Палестине.
Тот же текст сообщает о последующем вынужденном броске египетской армии на юг в Куш, разгроме там восстания, наконец, о подавлении смут в самом Египте (в том числе «злоумышленников» во главе с неким Тетианом).

 

Источник: Всемирная история под ред. Чубарьян А.О. T.I Древний мир 2011 с. 117-119

Ответить

Фотография scriptorru scriptorru 08.04 2021

Да и борьба была длительной и ожесточенной, о чем говорит состояние мумии Секеннира , при котором началась война с гиксосами.

Недавно публикация была.

___________________________________

 

Фараон Секененра Таа II был жестоко убит на поле боя

c298b5c7ee3793e5b72c95a1113410d1.jpg

 

Мумия Секененра Taa II. А: голова мумии сохранила следы множественных черепных травм. В: деформированные верхние конечности мумии. Фото: Saleem, Hawass /Frontiers of Medicine. 2021.

 

1a57730b1882e27184bb6e81ce34d524.jpg

Бронзовое оружие гиксосов, найденное при раскопках в Тель-эль-Дабаа (древний Аварис). A, E F- кинжал. В, С- боевые топоры. D - наконечник копья. В настоящее время оружие хранится в коллекции Каирского археологического музея. Фото: Saleem, Hawass / Frontiers of Medicine. 2021.

 

 Профессор радиологии Каирского университета Сахар Салим (Sahar Saleem) и известный археолог Захи Хавасс (Zahi Hawass) представили результаты компьютерной томографии мумии фараона Секененра Таа II. Они также изучили письменные свидетельства о смерти фараона и сравнили раны на его голове с пятью видами холодного оружия гиксосов, образцы которого были найдены во время раскопок древнего Авариса. Статья о результатах исследования опубликована в журнале Frontiers of Medicine.
Компьютерная томография подтвердила выводы, сделанные во время предыдущих исследований мумии. Повреждения на голове фараона действительно свидетельствуют, что он погиб не своей смертью, а кроме уже известных травм, были выявлены дополнительные, искусно скрытые под слоем бальзамировочного материала.

На момент смерти Секененра было около 40 лет. Он был ростом примерно в 167 см и имел прекрасные зубы. Мозг фараона усох и занимал левую часть черепа. Внутренние органы отсутствовали. Верхние конечности мумии были согнуты в локтях и запястьях, а пальцы скрючены. В то же время в документах о первом осмотре мумии фараона в 1886 году отмечался неприятный запах.

Эти данные были интерпретированы следующим образом. К моменту мумификации тело фараона уже начало разлагаться. Но бальзамирование прошло в хорошо оборудованном и предназначенном для этого месте, а не в полевых условиях, как считалось раньше. Бальзамировщики не смогли уложить тело в традиционную позу мумии, но постарались загримировать последствия ранений.

Египетские специалисты заново изучили все повреждения черепа Секененра и подтвердили, что большинство ударов пришлись на правую сторону головы. Часть ранений была нанесена, когда фараон ещё стоял на ногах, а некоторые – когда он был повержен на землю.

Размеры и форму травм исследователи сопоставили с оружием врагов египтян – гиксосов. Оказалось, что фараон был убит довольно жестоким образом: он получил удары исключительно в голову копьем, кинжалом, боевым топором, а также дубинкой или рукоятью топора. Сразу несколько из ранений были смертельными. Отсутствие следов от оружия на руках говорит о том, что Секененра не защищался – возможно, потому что его руки уже были связаны.

Потеря лица в прямом смысле была очень болезненной для древних египтян, поскольку не позволяла правильно мумифицировать умершего, а для фараона – ещё и очень унизительной. Таких ранений нет ни у одного фараона Древнего Египта, известного своими военными успехами. Это может означать, что Секененра участвовал в бою, а не наблюдал за битвой из защищенного места.

По этим данным Салим и Хавасс выстроили картину гибели фараона. Смертельная битва, по их предположениям, произошла где-то между Дейр-эль-Баллас, где Секененра выстроил укрепление, и Аварисом. Фараон был захвачен в бою, связан и, возможно, стоял перед убийцами, преклонив колени. Сильным ударом меча или топора его свалили на землю и добили. После чего тело правителя какое-то время лежало на поле боя на левом боку. В таком положении подданные нашли его и отправили к месту мумификации. Предположительно – в столицу, Фивы.

Эти данные дополняют современные знания об одной из драматичных страниц истории Древнего Египта – второго переходного периода (1715 – около 1554 года до н.э.), когда страна распалась на части, и Нижний Египет захватили гиксосы.

Фараон Секененра Таа II из XVII (Фиванской) династии правил в Древнем Египте приблизительно в 1569-1554 годах до н.э. Династия имеет географическое уточнение потому, что XVIII-XVI веках до н.э. часть Египта находилась во владении гиксосов. Пришельцы выбрали своей столицей город Аварис в дельте Нила. А Югом со столицей в Фивах правили фараоны. Считалось, что во время правления Секененра конфликт с гиксосами перешёл в фазу военных действий, а он сам погиб на поле боя или, возможно, в результате дворцового переворота.

Мумия Секененра Таа II была обнаружена в 1881 году, а в 1886 году её развернул и описал египтолог Гастон Масперо. Именно он отметил следы многочисленных травм на голове и небрежное бальзамирование, сделав вывод о насильственной смерти фараона в возрасте около 40 лет.

Качество мумификации Масперо объяснил спешкой и ненадлежащими условиями вдали от царских мастерских. В 1906 году профессор анатомии Г.Э. Смит подробно описал все замеченные черепные травмы Секененра и упомянул о полном отсутствии ран на других частях тела. Он предположил, что фараон не защищался, а был убит во сне во время дворцового переворота. Кроме того, Смит предположил, каким именно оружием были нанесены раны. Рентгенографическое исследование в 1960-х годах подтвердило заключения предыдущих исследований о нанесенных Секененра травмах.

 

Оригинал: Наука и жизнь https://nkj.ru/news/40813/

Ответить

Фотография scriptorru scriptorru 08.04 2021

Кампании фараона Камоса.

 

47ab60211ddc2a582a4b1132fc1bdcb1.jpg

 

Источник карты: The Penguin Historical Atlas of Ancient Egypt 1996 P.55 https://www.amazon.c...t/dp/0140513310

Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 08.04 2021

Кампании фараона Камоса.

Походу, между Нижним и Верхним Египтом всегда сохранялась какая-то разница (если не обращать внимание на блуждание границ).
 

Ответить

Фотография scriptorru scriptorru 25.04 2021

Еще одна тема о гиксосах http://istorya.ru/fo...=9497&hl=гиксос

Ответить

Фотография Стефан Стефан 25.04 2021

Еще одна тема о гиксосах http://istorya.ru/fo...=9497&hl=гиксос

Я уже предложил объединить обе ветки.

http://istorya.ru/fo...?showtopic=9498
 

Ответить

Фотография Nikser Nikser 26.04 2021

Античная и раннехрист. историческая традиция приурочивает переселение ветхозаветных патриархов Иакова и Иосифа в Египет к эпохе правления Г. Традиция, впервые зафиксированная у Иосифа Флавия, отождествляет Г., упоминаемых у Манефона, с предками евреев (Ios. Flav. Сontr. Ap. I 74, 91-92, 103). Завоевание Г. Египта соотносится с переселением туда патриарха Иакова, а их изгнание - с Исходом. Эта т. зр. встречается также у свт. Феофила, еп. Антиохийского (Theoph. Antioch. Ad Autol. III 20 sq), и Юлия Африкана (Manetho. P. 107, 111). Современником Яхмоса, разрушившего Аварис, считает Моисея также Птолемей Мендесский (III-II вв. до Р. Х.?) (Tat. Contr. graec. 38; Clem. Alex. Strom. I 101). Евсевий Кесарийский в «Хронике», называя XVII династию Г., добавляет, что при них Иосиф управлял Египтом (Euseb. Die Chronik // Werke. Lpz., 1911. Bd. 5. S. 68. (GCS; 20)). В приписываемой Манефону «Книге Сотиса» (III в. по Р. Х.) появление Иосифа в Египте датируется еще точнее: 4-м годом «Апофиса» (Апопи), 4-го из гиксосских царей Авариса (Manetho. P. 239).

 

Существовало предположение, что слово «гиксос» обозначало пленных, к чему склонялся и Манефон, живший в птолемеевскую эпоху.

 
Далее в документе говорится, что, будучи осажденными фиванским войском, численностью 480 тыс. человек, в Аварисе, стороны заключили соглашение и гиксосы оставили город в обмен на беспрепятственный выход. В количестве 240 тыс. человек (как и численность тяжеловооруженных воинов Авариса у Манефона!) со всеми семьями и скарбом гиксосы ушли через сирийскую пустыню в Иудею, где основали Иерусалим. Очевидно, что в то время гиксосов смешивали с иудеями и их изгнание смешали с исходом евреев из Египта.
 
В античную эпоху ветхозаветный исход отождествляли с Гиксосами, а почему сейчас эта версия непопулярна? Так то вполне логично получается.
Азиаты в том числе и евреи поселились в Египте. При том поселится могли как и мирно, так и в виде пленников.
Затем власть перешла к азиатам, в библии Моисей был вторым человеком после Фараона в Египте.    
Далее идет описание проблем с которыми столкнулись евреи в Египте. Покинуть смогли только после достигнутого соглашения, при том, что их при отступлении преследовали. Гиксосы покинули Египет тоже имея на "плечах"  преследующих их египтян.
Дойдя до земли обетованной пришлось её завоевывать, разрушая города, как минимум один. А потом еще основывать Иерусалим.   
Ответить

Фотография scriptorru scriptorru 26.04 2021

Существовало предположение, что слово «гиксос» обозначало пленных, к чему склонялся и Манефон, живший в птолемеевскую эпоху.

Не слышал такого. Другое дело, что часть ааму составляли пленные. Сам термин, похоже, обозначал правителей.

 

Манефон именовал завоевателей (или только их правителей) гиксосами, «царями-пастухами» (от др.-егип. хека хасут - «правители чужеземных стран»

 

"Однако археологические раскопки последних десятилетий положили конец всяким сомнениям: так называемые гиксосы в действительности являлись полукочевыми западными семитами и пришли не откуда-то из Азии вообще, а конкретно из Палестины. К сожалению, эти западносемитские кочевники не оставили нам никаких письменных свидетельств, так как вряд ли вообще обладали собственной письменностью. Однако лингвистический анализ имен из египетских источников безошибочно подтверждает их западносемитское и, более того, аморейское происхождение. О каком массовом появлении хеттов или хурритов в Египте XVIII-XVI вв. до н. э. может идти речь, если первые сидели в это время в Анатолии, а вторые — в северо-восточной Сирии? Лишь намного позднее и те и другие стали сталкиваться с египтянами, да и то не в самом Египте, а в Сирии и стране Амурру.
Используя термин «гиксосы», мы не должны забывать, что египтяне так называли только фараонов и правителей западносемитского происхождения. За простым народом, выходцами из Сирии и Палестины, укрепилось совсем другое имя — «ааму». Оно созвучно и названию западносемитских племен того времени — амореи, и названию Финикии и южной Сирии — Амурру. Имя «ааму» использовалось египтянами почти тысячу лет, с начала Среднего царства до заката Нового царства, то есть на протяжении всего того времени, когда употреблялось имя «амореи».
С ааму египтяне познакомились задолго до начала власти гиксосов. С одной стороны, это были наемные работники, приходившие в Египет на заработки, с другой — многочисленные рабы и пленники, захваченные во время походов фараонов в Ханаан, Финикию и южную Сирию. Например, фараон XII династии Аменемхет II оставил нам запись о своем походе в Финикию, в результате которого он захватил 1554 пленных азиатов (ааму)1. Нам известны также письменные документы административного и хозяйственного значения, датируемые XVIII-XVII вв. до н. э., которые упоминают азиатов, занятых на работах в храмах и частных домах. Абсолютное большинство имен этих азиатов явно аморей-

 

1 Bourriau J. The Second Intermediate Period // The Oxford History of Ancient Egypt. Ed. Ian Shaw. New York, 2000. P. 187.

 

ского происхождения. Так, список работников только одного из частных поместий содержит 77 имен, которые можно прочитать, из них по меньшей мере 48 принадлежит амореям2. Есть и другого рода письменные свидетельства, которые говорят о появлении ааму в Египте. К ним относится, в частности, уникальная фреска в гробнице правителя нома Орикс, Хнумхотепа II, в районе сегодняшнего Бени-Хасана, изображающая приход аморейского полукочевого клана в Египет. Надпись на фреске упоминает главу рода Абиша и 37 его соплеменников. Фреска датируется началом XIX в. до н. э.
Таким образом, египетские источники фактически подтверждают то, о чем говорят библейские книги Бытие и Исход, а именно об уходе аморейских кочевников в Египет и их жизни в этой стране. Нет сомнения, что как египетские «ааму» и «гиксосы» Манефона, так и библейские «иври/ибри» И «хабиру» Ханаана представляли собой один большой западносемитский этнос — полукочевые аморейские племена. В этом плане древнееврейские колена — как южные, так и северные — были всего лишь скромной частью этого большого этноса, доминировавшего в Ханаане, Финикии, южной Сирии, а затем и в дельте Нила.
Комбинация библейских и древнеегипетских источников, а также последние археологические данные позволяют нам хотя бы примерно воссоздать картину гиксосского завоевания Египта и появления древнееврейских племен в дельте Нила. Эта картина будет неполной, если мы не включим в нее Ханаан, потому что те, кто подчинил себе Египет, не только пришли из Ханаана, но и жили там продолжительное время. Речь идет о полукочевых аморейских племенах, пришедших из северо-западной Месопотамии в южную Сирию, Финикию, северный и центральный Ханаан приблизительно в XXIII в. до н. э. В составе этой многочисленной группы кочевников были и северные древнееврейские племена, известные впоследствии под именем Израиль.

 

2 Hayes W. C. A Papyrus of the Late Middle Kingdom in the Brooklyn Museum. Brooklyn, 1955. P. 87-109.

 

По: Липовский И.П. Библейский Израиль. История двух народов 2010 с.71-73

 

431px-Painting_of_foreign_delegation_in_

 

A man described as "Abisha the Hyksos" ( ḥḳꜣ-ḫꜣswt, Heqa-kasut for "Hyksos"), leading a group of Aamu. Tomb of Khnumhotep II (circa 1900 BC).[1][2] This is one of the earliest known uses of the term "Hyksos".[3]

Человек, описанный как «Гиксос Абиша» ( ḥḳꜣ-ḫꜣswt, Heqa-kasut - «Гиксосы»), глава группы Ааму. Гробница Хнумхотепа II (около 1900 г. до н.э.). [1] [2]
Это одно из самых ранних известных применений термина «гиксосы». [3]

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Hyksos

Ответить

Фотография Darius Darius 26.04 2021

Существовало предположение, что слово «гиксос» обозначало пленных, к чему склонялся и Манефон, живший в птолемеевскую эпоху.

Сомнительно. Если посмотреть на вооружение гиксосов: боевая колесницы, композитный лук, мечи ханаанского типа и т.д, то можно придти к выводу о принципиально иной тактике ведения боя, скорее типичной для хурритов, что, несомннно, указывает на наличие в рядах гиксосов некого ядра, скорее индоевропейского, вокруг которого концентрировался этот конгломерат племен. Наличие узлового центра в Аварисе и сети военных лагерей на завоеванной территории ещеираз подтверждает тезис о том, что они были немногочисленны, либо, по-крайней мере, в своем движении к Египту оседали на новых территориях. Откуда они пришли? Мне думается, что подсказкой здесь может быть следующее: 1. В эпоху Древнего царства в Египте почти не использовались спиральные элементы, они появились в стране в I переходном периоде из Азии. Более широко они пременялись в эпоху Среднего царства, но преобладать они стали только во время правления гиксосов. 2. Спиралевидные элементы широко использовались на Кавказе и в Трое. 3. В Палестине стали широко применяться только с приходом гиксосов.

Орнаменты связаны со способом мышления и особенностями психики использующего их народа. Они являются плодом определенной культуры и конкретных традиций, что наиболее ярко проявляется на примере спиральных узоров. Т.о, гиксосы принесли в Палестину много нового, и происхождение всех этих нововведений было, очевидно, общим. Они возникли, судя по всему, где-то к востоку или к северу от «плодородного полумесяца» (стр. 330). Э. Анати. Палестина до древних евреев. - М.: Центрполиграф, 2007


Вероятно, что происхождение основной части ядра гиксосов было индоевропейским, а затем вокруг этого ядра собрались и представители других народов. Куда бы не отправлялись представители этого смешанного сообщества, они, очевидно, в персую очередь впитывали местные обычаи, создав, таким образом, сложную составную культуру, в которую вошли технологии, обычаи и религиозные представления других народов. Иными словами, гиксосы - понятие собирательное и является именем некого конгломерата культур с индоевропейским ядром, корни которого, возможно, следует искать на Кавказе. То, что таки е походы вполне возможны, мы помним из скифского похода на Египет в более позднее время. Хотя я и не разделяю точеку зрения Петухова Ю.Д., который отождествляет гиксосов Египта, касситов Вавилона и митаннийцев, относя их к индоарийскому корню.

 

 

Подробнее: http://cyclowiki.org.../Армия_гиксосов

Ответить

Фотография Nikser Nikser 26.04 2021

 

Существовало предположение, что слово «гиксос» обозначало пленных, к чему склонялся и Манефон, живший в птолемеевскую эпоху.

Сомнительно. 

 

Вообще то это я привел Вашу же цитату из поста №4. Наклонным шрифтом я выделяю цитаты. 

 

 

Существовало предположение, что слово «гиксос» обозначало пленных, к чему склонялся и Манефон, живший в птолемеевскую эпоху.

Не слышал такого. 

Пост №4 этой же темы.

Ответить

Фотография Darius Darius 26.04 2021

Вообще то это я привел Вашу же цитату из поста №4. Наклонным шрифтом я выделяю цитаты. 

Это же было начало обсуждения  :dumau:  Сейчас, как видите, коллеги дополнили материалом, есть над чем поразмышлять. Ошибся при цитировании, прошу прощения.

Ответить