←  До Рюрика

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Основание Киева

Фотография stan4420 stan4420 16.08 2018

Кто и когда построил город Киев?

 


a21.jpgСтроительство Киева. Летописная миниатюра

Легенда о Кие

Известное предание, которым «Повесть временных лет» предваряет историю о начале Русской земли, гласит, что у полян, «живущих особь и владеющих родами своими на своих местах», были три брата — Кий, Щек и Хорив, а сестра их звалась Лыбедь. Поначалу Кий сидел на горе, где впоследствии возник Боричев взвоз, Щек на горе, которая получила название Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по его имени Хоривицей. Затем младшие братья возвели град во имя брата своего старейшего и нарекли имя ему Киев.

Был вокруг города лес и бор велик, с охотничьими угодьями. Невегласы (несведущие люди), замечает летописец, говорят, что Кий не княжеского рода, а был простым перевозчиком на Днепре. Но это не так: если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы с войском к Царьграду, а ведь он ратовал многие страны и с константинопольским царем подписал мирный договор и великую честь принимал от него и ото всех. Ходил он также к Дунаю на болгар и возлюбил сии места и срубил град, желая сесть там с родом своим. Тамошние ратные люди прогнали его, но городок тот и доныне нарицается Киевец Дунайский. Ходил Кий после того на камских болгар, победил их, а возвратясь в Киев, помер; тогда же братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь скончались.

Легенда эта многократно исследовалась с самых разных позиций. Прежде всего историков интересовали имена братьев-основателей. Славянское происхождение имени старшего из братьев, Кия, устанавливается с достаточной степенью очевидности. Одно из значений древнерусского слова «кий» (в архетипе звучало как «кув») — палица, молот1 — указывает на его связь с кузнечным ремеслом, секретами которого, в понятии людей архаичных обществ, владели боги, герои и кудесники. Не случайно впоследствии на Украине бытовала легенда о кузнеце-змееборце, который победил змея, обложившего страну поборами, впряг его в плуг и вспахал землю; из борозд возникли Днепр, днепровские пороги и валы вдоль Днепра (Змиевы валы) [Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 222].

1 Б. А. Рыбаков замечает, что «…в этом смысле имя основателя Киева напоминает имя императора (правильнее, короля. – С. Ц.) Карла Мартелла – Карл Молот (Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 25).

В отношении Щека В. К. Былинин предложил тюркскую этимологию: «Имя Щек, Щека, возможно, — славянизированное произношение тюркской лексемы “cheka”, “chekan” (боевой топор, секира)…» [Былинин В. К. К вопросу о генезисе и историческом контексте летописного «Сказания об основании Киева» // Герменевтика древнерусской литературы X – XVI вв. М., 1992. Сб. 3. С. 18]. Действительно, известен болгарский вельможа Чок, живший в начале IX века. В венгерских хрониках также встречается имя Шок (Saac). Но еще более вероятно происхождение «горы» Щековица от славянского слова щеки в значении «крутые, гористые берега реки».

Наконец, Хорива языковеды связывают с ирано-авестийским словом huare — солнце [Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). М. 1999. С. 70]. Предлагается еще библейское прочтение этого имени — по названию горы Хорив в Аравийской пустыне, чьим восточным хребтом является Синай. Однако этот вариант маловероятен, поскольку предполагает совсем иной культурно-религиозный подтекст.

Таково «этимологическое» прочтение легенды об основании Киева.

Однако вряд ли можно говорить о подлинной историчности этих персонажей, особенно братьев и сестры Кия, которые не играют никакой самостоятельной роли и умирают скопом сразу после смерти старшего брата. Вероятнее всего, мы имеем дело с типичным случаем «народной этимологии» — стремлением объяснить происхождение Киева, местных урочищ (Щековицы, Хоривицы) и реки Лыбеди путем создания соответствующих мифологических героев.

На легендарные корни истории о Кие указывает и «История Тарона» (Тарон — историческая область Великой Армении, на территории современного турецкого вилайета Муш) — произведение VII или VIII в., приписываемое двум авторам: сирийскому епископу Зенобу Глаку и Иоанну Мамиконяну, настоятелю монастыря Сурб-Карапет. Здесь также содержится предание о трех братьях, причем имена двух из них покажутся нам удивительно знакомыми.

Итак, полулегендарный царь Валаршак (из парфянского рода Аршакидов, наместник провинции Армения, живший на рубеже III—II вв. до н.э) приютил в своих владениях двух братьев — Гисанея и Деметра, князей индов, изгнанных врагами из своей страны. Но спустя пятнадцать лет Валаршак сам казнил их за какую-то провинность. Убитым братьям наследовали их сыновья — Куар, Мелтей (Мелдес) и Хореан. «Куар, — говорится на страницах «ИсторииТарона», — построил город Куары, и назван он был Куарами по его имени, а Мелтей построил на поле том свой город и назвал его по имени Мелтей; а Хореан построил свой город в области Палуни и назвал его по имени Хореан. И по прошествии времени, посоветовавшись, Куар и Мелтей и Хореан поднялись на гору Каркея и нашли там прекрасное место с благорастворением воздуха, так как были там простор для охоты и прохлада, а также обилие травы и деревьев. И построили они там селение…»

Замечательно, что летописное сказание не только сохраняет в узнаваемом виде имена двух братьев из армянской легенды, но, наряду с этим, точно воспроизводит этапы строительной деятельности армянской троицы (Кий, Щек и Хорив также вначале «сидят» каждый в своем «граде», а потом строят общий — в честь старшего брата, Кия) и даже копирует природные условия, среди которых возникает четвертый, главный город, и хозяйственные занятия его обитателей — «лес и бор велик» вокруг Киева, где Кий, Щек и Хорив «бяху ловяща зверь».

Вопрос о том, почему киевский и армянский летописцы, разделенные между собой тысячами верст и несколькими столетиями, рассказывали почти слово в слово одну и ту же историю, не имеет четкого ответа. Разумеется, не приходится говорить о заимствовании древнерусского предания армянскими летописцами. Изложенная в «Истории Тарона» легенда вполне самобытна, поскольку имеет неоспоримые местные корни. Уже в пантеоне Ванского царства(другое название — государство Урарту, IX–VI вв. до н. э.) известно божество Куэра/Куар, связанное, по-видимому, с культом грозы и плодородия [Арутюнова-Федонян В. А. Божество грома в Тароне // Вестник ПСТГУ III: Филология 2008. Вып. 4 (14). С. 16, 17, 20 – 22; Еремян С.Т. О некоторых историко-географических параллелях в «Повести временных лет» и «Истории Тарона» Иоанна Мамиконяна // Исторические связи и дружба украинского и армянского народов. Киев, 1965. С. 151 – 160]. Ономастика Переднего Востока сохранила и созвучные имена: Мелде (ныне село Мехди в Западной Армении), Харив (Герат), Хореан/Хоарена (в Мидии), города Мелитта и Кавар, библейский город Харран и народ хорреев, теофорное имя Малкату (дочь ассирийского бога Бел-Харрана), наконец, армянский княжеский род Палуни и одноименная историческая область в Великой Армении.

Однако таким же маловероятным выглядит и обратное предположение — о переносе легенды из Армении в древнюю Русь, в пользу чего нет решительно никаких исторических свидетельств. И главное, топоним «Киев» и производные от него названия относятся не к одному древнерусскому, а к общеславянскому ономастикону. Ведь помимо Киева на Днепре в Х – XIII вв. в землях южных, западных и восточных славян возникло более семи десятков Киевов, Киевцов, Киевичей, Киевищ и т.д. [Ковачев Н. П. Средновековното селище Киево, антропонимы Кий и отражението му в бъларската и славянската топонимия // Известия на Института за български език. Кн. XVI. София, 1968].

Стало быть, необходимо либо признать принадлежность предания о Куаре/Кие к общеиндоевропейскому мифологическому фонду, либо искать культурных посредников, которые могли содействовать распространению предания в Армении и среди славян. На эту роль подходят, например, венеты. Страбон упоминает не только о западном направлении миграции венетов из Пафлагониив Европу, но также пишет о движении части венетских племен на восток. Его взгляд прослеживает их путь вплоть до Каппадокии, за которой в XIII – VII вв. до н. э. начиналась область, занятая урартскими племенами. В связи с этим обращают на себя внимание отцы Куара, Мелтея и Хореана из армянской легенды — князья-инды, которые напоминают о купцах-индах, плавающих, согласно римским писателям, на европейском севере по «Индийскому океану» («Венедскому морю»). Возможно, в обоих случаях речь идет о виндах, венетах.

Если интересующее нас предание входило в состав венетского эпоса, то славяне могли познакомиться с ним в период венетского господства в Польском Поморье (кстати, не исключено, что связь города Куара/Кия с землей Палуни/полян относится к архетипу легенды — еще одна причина появления летописных «полян» на киевских «горах», среди «бора и леса»). Став частью славянских преданий, легенда о трех братьях в дальнейшем подверглась переосмыслению применительно к истории древней Руси: замена Мелтея на Щека удостоверяет эту ее позднейшую «историзацию». Впрочем, все это на правах гипотезы.

Интересна и связь древнерусского Кия с Дунаем (походы на Царьград, основание Киевца Дунайского). Византийскийпамятник VII в. «Чудеса Димитрия Солунского» знает князя Кувера, князя славянской области Срем (Сирмий) в Хорватии, куда он был вынужден переселиться из Северного Прикарпатья. Будучи подданным аварского кагана, Кувер восстал против аваров, нанес им несколько поражений и попытался основать княжество на византийских Балканах в районе Фессалоник (Солуни), но потерпел неудачу.

Таким образом, похоже, что создатели древнерусского сказания о Кие использовали фрагменты эпоса дунайских славян о князе Кувере — возможном кандидате на роль основателя упомянутого в летописи Киевца Дунайского. Впрочем, попытки локализации этого топонима не имели успеха. Надо заметить, что средневековый Дунай и его притоки пестрели «Киевами», только на участке между городами Велико-Тырново и Русе их было несколько.

Возникновение Киева по археологическим данным

Археология древнего Киева также проливает весьма слабый свет на его возникновение в связи с тем, что историческая интерпретация большинства находок вызывает неутихающие споры.

Историческое ядро Киева состоит из нескольких культурных пластов, непосредственная преемственность между которыми, однако, не прослеживается. Это свидетельствует о том, что значительную часть своей ранней истории город существовал как дославянское поселение, принадлежавшее неизвестной этнической группе (или группам).

Древнейшие находки на территории Киева датируются римским временем (зарубинецкая культура). Но едва ли с них можно начинать отсчет истории города. В исторической части Киева они практически отсутствуют; кроме того, среди них нет доказательств наличия городских форм жизни. По всей видимости, в районе будущего города существовало неукрепленное селище, жители которого во II – III вв. занимались перевозом через Днепр и торговлей с римской Тавридой. С началом Великого переселения народов жизнь на поселении постепенно заглохла.

Следующий этап в становлении Киева был связан с поселением на Замковой горе — неприступном утесе, вознесшимся на 70 метров над уровнем Днепра. В VI— VIII вв. это место заселили немногочисленные славянские роды, происходившие из разных областей славянского ареала, что подтверждается массовыми находками славянской керамики. Впрочем, первая попытка славян закрепиться на Замковой горе не имела успеха. Древнейшие обитатели здешнего поселения не посчитали нужным возвести укрепления и в конце концов оставили его —раскопки выявили стерильный слой глины, отделяющий поселение VI—VIII вв. от культурных напластований более поздней эпохи.

Однако уже в IX в. северо-западную часть Замковой горы вновь обживают славянские поселенцы, сочетавшие занятия земледелием, охотой и рыболовством с ремесленной деятельностью.

С этого времени начинается и активное заселение окружающих возвышенностей. На соседней Старокиевской горе, расположенной южнее Замковой, появляется еще одно поселение площадью примерно 2 гектара. Надежно защищенное с трех сторон крутыми склонами, оно ограждается с юга искусственным оборонительным сооружением — валом и рвом четырехметровой глубины. Здесь же обнаружены остатки загадочного каменного сооружения, обычно интерпретируемого как языческое капище.

Примерно тогда же возникает городище на Лысой горе, обнесенное рвом и земляным валом. Не исключается появление ряда мелких усадеб и отдельных дворов на горах Детинка и Щекавица.

От Константина Багрянородного известно, что даже в середине Х в. одно из этих укрепленных городищ все еще имело отдельное название —Самватос, вероятно, образованное от славянского личного имени (под Константинополем найдена надгробная плита, датированная 559 г., с надписью: «Хильбудий, сын Самватаса»; Прокопий Кесарийскийупоминает славянского (антского) вождя Хильбудия, благодаря чему можно предположить, что имя Самватас также относилось к славянскому именослову).

Таким образом, археологические исследования говорят о том, что догородской этап в развитии Киева продолжался по крайней мере до последней четверти IX в. Но даже для этого времени имеющиеся материалы все еще дают картину небольших, топографически обособленных поселений, чьи характер и функции остаются неясны.

 

     Сергей Цветков


Сообщение отредактировал stan4420: 16.08.2018 - 01:29 AM
Ответить

Фотография Jim Jim 16.08 2018

под Константинополем найдена надгробная плита, датированная 559 г., с надписью: «Хильбудий, сын Самватаса»

Не плита, а мраморный крест с надписью " Хиливудис, сын Санватия. Умер 28 ноября 7-го индикта. Жена Хиливудиса" 

7-й индикт в сер. VI  веке приходился на 543, 558, 573, 588 гг.

 

Сергей Цветков

Не стоит подобное читать.

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 16.08 2018

Не стоит подобное читать

понял

больше не буду читать

Ответить

Фотография ddd ddd 14.07 2022

 

Время основания Киева – вопрос спорный. Это связано отчасти с тем, что приблизительно установленная дата основания города - 482 год - вызывает множество сомнений и недостаточно подтверждена историческими фактами. Но нельзя не согласиться с тем, что этот прекрасный современный город имеет древнюю богатейшую историю.

3275314.jpg

Несколько версий даты основания
 

Киев – столица Украины. Он является центром культуры и науки страны и по праву относится к древним городам. История его достаточно хорошо изучена. Киев был центром древнерусского государства, поэтому вопросу его образования уделялось пристальное внимание со стороны историков.
 

Официальной датой основания Киева принято считать 482 год. Но большинство авторитетов в области истории склонны к тому, что эта дата не соответствует истине. Предположение об основании Киева в V-VI веке, так называемая «юбилейная» версия, появившаяся в 1982 году, не может с точностью доказать, что город основан именно в это время. Проще говоря, не хватает археологического материала для ее доказательства.
 

Первая версия - «юбилейная»
 

Инициатором проведения мероприятия по празднованию 1500-летия Киева был известный украинский историк академик Транько, вхожий во власть. Он замахнулся на празднование 2000-летия Киева. Была создана комиссия во главе с академиком Рыбаковым, члены которой доказывали, что нет достаточного количества различных археологических аргументов. Ответ ЦК Компартии Украины был однозначным. Празднуем сейчас 1500 лет городу, когда появятся достаточные факты - исправим.
 

Появлению этого утверждения послужили результаты раскопок на правом берегу Днепра. В них были найдены остатки укреплений, жилых домов, предметы быта, соответствующие VI-VII векам, несколько монет византийских императоров Анастасия I (491-518 гг.) и Юстиниана I (527-565 гг.), золотые украшения.
 

Но это поселение, по мнению большинства историков, не может быть городом. По мнению польского историка XVI века, первого историографа Великого княжества Литовского Матея Стрыйковского, основание города князем Кием относится к 430 году. Но размеры его были настолько малы, что он называет его городком.

3275338.jpg

Вторая версия
 

Большинство историков поддерживают версию, что Киев был образован как город в IX-X веках. Они полностью согласны, что на территории современного города было несколько поселений, которые называются городскими и были основаны на рубеже V века. Но они были малыми, и считать, что это города, неправильно. По уровню социально-экономического развития их никак нельзя сравнить, например, с известным Пастырским городищем в Черкасской области.
 

Все поселения в границах современного Киева не могли быть «племенными центрами». Значит, дата основания Киева более поздняя. Разрозненные поселения славян на территории современного Киева - это предыстория его образования. Не от них нужно отсчитывать судьбу вырастающего на их месте исторического центра.

3275313.jpg

Древняя легенда о появлении города
 

Летопись «Повесть временных лет» начинает историю образования Земли Русской преданием о трех братьях - Кие, Щеке и Хориве - и их сестре, имя которой было Лыбедь. Они были полянами и жили раздельно, владели своими родами. Кий основал поселение и сидел на горе, которую сегодня называют Боричев спуск (узвоз). Поэтому Нестор считает, что именно здесь произошло основание Киева. Щек облюбовал гору, которая сегодня носит название Щекавица, Хориву досталась гора, которую люди прозвали Хоривицей.
 

Вокруг селений рос густой бор, полный зверья и птиц. Величавый Днепр давал много рыбы и служил развитию торговых и культурных связей с другими народами. Летописец Нестор указывает, что несведущие люди называли Кия речным перевозчиком, который организовал этот промысел на Днепре. Так как мостов в ту пору не было, то он приносил хорошие барыши. Автор летописи указывает на то, что Кий был князем и ходил с войском в Византию и подписал с константинопольским царем мирный договор.
 

Это был не единственный поход. Он ходил к Дунаю на болгар. Места, где они проживали, Кию очень понравились. Он решил остаться жить здесь со своим родом. Он основал городок Киевец Дунайский. Но это не понравилось местной знати. Их воины прогнали его. Этот городок существовал и во времена Нестора в XII веке. После похода против камских булгар Кий вернулся домой и умер. Племенному городку было дано имя Кия. Согласно легенде, именно он основатель Киева, откуда пошла Земля Русская.

3275315.jpg

Движение славян на запад
 

Историками начало этого события, сильно изменившего этническую карту Европы, датируется VI веком. В движении на Балканы и к Дунаю принимали участие не только племена из южных окраин их расселения, но и славянские народы, проживающие на Верхнем Поднепровье, которые соприкасались с балтскими племенами – предками литовцев и латышей.
 

Славяне из зоны лесов плыли на юг по рекам Днепр, Припять, Березина, Сож, Десна, которые текли к месту, где располагается современный Киев. Хозяином положения был тот князь, который сидел на Киевских высотах. Он взимал проездную пошлину, имел дружину. Этот процесс требовал и новых форм правления. Князю при большой массе людей, двигающихся вниз по Днепру, необходима была крепость, которая защищала бы поселение. Ведь зачастую переселение шло целыми племенами, не всегда дружелюбными.

3275318.jpg

Где располагалась Киевская крепость
 

По мнению академика Б. Рыбакова, который исследовал летопись Нестора, городища братьев располагались на территории современного Киева следующим образом. Щек обосновался на горе Щекавице, которая носила это название во времена Владимира Мономаха и сейчас так называется. Гора, на которой обосновался Хорив, – это Вышгород, или Хоревица (Хоривица, Юрковица). Сложнее дело обстояло с горой старшего брата Кия.
 

В 1908 году на Старокиевской горе внутри «города Владимира» раскопали самостоятельную крепостицу, обнесенную валом и рвом. Судя по найденной керамике «корчак», она относится к VI веку. Так когда основан Киев? Этот вопрос будет еще долго волновать исследователей. Но ответ на него находится в руках археологов.


Упоминание Киева в документах Византии
 

Согласно записям Константина Багрянородного, византийского императора X века, на месте современного Киева была крепость, которая носила название Самбатас, в ней останавливались ладьи, плывущие через Киев. Этот император часто упоминал город в своих документах, хорошо знал его расположение. К его работам часто обращались ученые, используя определенные данные в своих исследованиях. Но название крепости повергло советских археологов в некоторое смятение.
 

Было высказано предположение, что Самбатас – это гавань или затон на берегу Днепра, бывший торговым пунктом. Как известно, торговым местом Киева был Подол, именно в этой части города были обнаружены древнеримские монеты. После подробного исследования этого вопроса было установлено, что крепость Самбатас располагалась на горе недалеко от Подола. Правда, этимология этого слова до сих пор не ясна.
 

Далее академик Рыбаков подчеркивает, что Нестор указывал в своей летописи о том, что у Кия город был в одном месте, а потом его перенесли на высокую гору. Только после смерти старшего брата нарекли город его именем. Значит, первая крепость, может быть, и носила имя Самбатас. После строится новая на Старокиевской горе. Ее после смерти Кия нарекли его именем. Но если следовать этой версии, то образование Киева никак не может быть датировано 482 годом.


Новгородские летописи
 

«Повесть временных лет» была ответом невигласам (несведущим людям), которые сомневались в том, что Кий был князем. Упоминания о Кие, его братьях и сестре можно увидеть в новгородских летописях XI-XII веков. Они гласили о том, что дата основания Киева – 854 год. Таким образом, все города Руси как бы появились в одно время. Основал его охотник или перевозчик по имени Кий.
 

Киевских летописцев то, что основатель города был простым перевозчиком, сильно задело. Они дали ответ в летописном Своде. По их мнению, такой город, как Киев, мог основать только князь. Так, Рим основал царь Ромул, в честь сирийского царя Антиоха построен город Антиохия, в честь Александра Македонского – Александрия.

3275316.jpg

Исследования летописца Нестора
 

Через несколько десятилетий, а точнее в XII веке, этим вопросом занялся киевский монах-летописец и историк Нестор. Источником для написания его труда были народные сказания, предания, которые сохранились в народе, о походах князей, о том, кто основал Киев, кто такой был Кий. Он собрал большое количество материала, на основании которого в летопись вошло много исторических событий, они позволили в будущем составить развернутую картину образования Киевского государства.
 

Скорее всего, Нестор был добросовестным ученым и пытался узнать все подробности о личности Кия. Он не излагал в летописи того, чего не знал. У него нет точного года основания Киева. Он пишет, что князь выступал походом против Византии, но он не пишет, какой император его принимал, так что год образования Киева остался без изменения, тот, на который указывали новгородцы. Русские князья с дружинами часто ходили на Царьград, а также поступали на службу к византийским императорам, но это было в VIII-X веках.
 

Так, может быть, новгородцы были правы? Сходится это и со временем написания Нестором своей летописи. Не может быть того, чтобы люди помнили, что происходило 500-600 лет назад.
 

Так какой год основания Киева? Об этом с точностью сказать на сегодняшний день невозможно.


Упоминание о легенде в «Истории Тарона»
 

В середине XX века академик Н. Марр обратил внимание на то, что в «Истории Тарона», записанной Зенобом Глаком в VIII веке, есть одна глава, поразительно похожая на киевскую легенду. Она не имеет ничего общего с историей Армении. Тарон – историческая область в Армении. Что может быть общего у полян, населяющих земли современного Киева, и историей армянской области?
 

В ней говорилось, что три брата Куар (Кий), Мелтей и Хореван (Хорив) основывают три города в стране Полуни (Поляне). Через некоторое время они создали еще один город, который располагался на горе Керкей. Его правителем становится старший брат. Эта запись ценна еще тем, что указывает на конкретную дату, от которой можно вести отчет, – это VII-VIII века. Стоит отметить, что она несколько не совпадает с годом основания Киева в «Новгородской летописи» (IX век).


Путь от славян к грекам
 

До нашествия хазар вдоль реки Днепр проживали славянские племена. Об этом говорят археологические раскопки городищ Ходосовского, Каратульского, Каменского, находящихся за порогами. Есть основание предположить, что перед порогами также было поселение, но в этом случае сейчас оно скрыто Запорожским водохранилищем.

Таким образом, выстраивалась целая цепочка городков, где можно было остановиться отдохнуть, запастись продуктами, отремонтировать ладьи, купить или продать товар. Ведь путь был нелегким и неблизким. Перед порогами приходилось тащить суда волоком или перевозить их на телегах, поэтому требовался ремонт и отдых.

3275317.jpg

Город мастеров
 

Поселения вдоль Днепра образованы были торговыми людьми и ремесленниками: плотниками, кузнецами, другими мастеровыми. Ряд историков склонен предполагать, что поселения на берегах Днепра существовали задолго до 482 года – официальной даты образования города. В том числе и поселения в современных границах Киева. Они существовали с тех пор, как сформировалась греческая цивилизация. Поселения образовывали первые жители, которые были большей частью мастеровыми. Они давали им названия.


Этимология названия города

Существуют три официальные версии происхождения названия Киева. История каждой имеет свои основания, и все они имеют право на существование.

  1. По летописи, город получил название от имени своего основателя князя Кия и стал центром племени полян. Похожая легенда приведена в сочинениях армянского автора Зеноба Глака.
     
  2. Вторая версия гласит о том, что название города произошло от работников, которые обслуживали переправу через Днепр. Они носили название кияне, или кияны. Есть предположение, что слово «кий» произошло от славянского «кый» - молот. Переправа представляла собой деревянный настил, который укладывался на деревянные столбы (кии). Это можно объяснить тем, что существуют сходные названия в других странах, таких как Кийево на Балканах, Куявия в Польше. Кроме того, в русском языке существуют такие слова, как «кий» - инструмент игры в бильярд, и «киянка» - рабочий инструмент, представляющий собой деревянный молот.
     
  3. Третья версия происхождения названия города появилась в XX веке. Ее выдвинул историк Гарвардского университета О. Прицак. Он предполагает, что слово «кий» еврейского или тюркского происхождения и связано с хазарами, которые, по его словам, и основали город Киев. Хорошо известно, что хазары исповедовали иудаизм. А их правители были иудеями.

Каждая из версий имеет право быть, но ни одна из них не имеет преимуществ перед другими, так как нет веских доказательств ни одной из них.


Так когда же появился Киев?
 

Как писал академик Рыбаков, рождение города – это не появление сказочных палат за одну ночь. Это рождение центра, узла прочности всей округи. Причины появления города могут быть различными, равно как и их формы. Это может представлять собой порубежное или центральное укрепление, место проведения веча, стан князя, племенной ритуальный центр, место торга и даже перепутье дорог. Чем их больше в одной точке сосредоточено, тем больше гарантировано появление города на месте племенного поселения. Это происходит при трансформации общества из первобытного в классовое.
 

Ответ на этот вопрос можно найти только в будущем. Никто не может решить: «А давайте отпразднуем юбилей и скажем, что городу 1500 лет», - только из-за того, что найдены древние византийские монеты. Таких сведений должно быть намного больше. Не зря же постоянно работают археологи, обнаруживая все новые факты, только они помогут нам с точностью сказать, сколько лет Киеву и другим городам.

Ответить

Фотография ddd ddd 14.07 2022

Также по этой теме есть материалы на нашем сайте:

 

Основание Киева

http://www.istorya.r...anehist073.html

 

 

О ПРОИСХОЖДЕНИИ КИЕВА И ЕГО НАЗВАНИЯ (Великая Скифия)

http://www.istorya.r...k/skifia/02.php

Ответить

Фотография ИванЛаптев ИванЛаптев 18.07 2022

образование Киева никак не может быть датировано 482 годом

Это также несомненно, как невозможно призвание новгородцами варягов в 862 году.
Ввиду явного отсутствия  в данное время сего Нового Города.

Ответить

Фотография BKR BKR 19.07 2022

образование Киева никак не может быть датировано 482 годом

Это также несомненно, как невозможно призвание новгородцами варягов в 862 году.
Ввиду явного отсутствия в данное время сего Нового Города.

"Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь:
"Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет".

... И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить.. "
Ответить

Фотография ИванЛаптев ИванЛаптев 19.07 2022

"Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет". ... И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить.. "

Бумага всё стерпит. Только археологи никаких признаков города на территории исторического Новгорода (детинца) до второй четверти X века не обнаружили. 
И тогда каким боком к Новгороду Рюрик, умерший согласно летописи в 879 году?
 


Сообщение отредактировал ИванЛаптев: 19.07.2022 - 12:00 PM
Ответить

Фотография BKR BKR 19.07 2022

"Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет". ... И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить.. "

Бумага всё стерпит. Только археологи никаких признаков города на территории исторического Новгорода (детинца) до второй четверти X века не обнаружили.
И тогда каким боком к Новгороду Рюрик, умерший согласно летописи в 879 году?
Погуглите "рюриково городище".

"По числу находок скандинавского круга древностей в культурных слоях поселений (0,5 — 1,5 % от общего числа находок) Рюриково Городище, наряду с Гнёздовом на Днепре, является самым богатым на территории Восточной Европы. Они непосредственно следуют за такими центрами самой Скандинавии, как Бирка и Хедебю."
Ответить

Фотография bis bis 19.07 2022

 

 

"Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет". ... И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить.. "

Бумага всё стерпит. Только археологи никаких признаков города на территории исторического Новгорода (детинца) до второй четверти X века не обнаружили.
И тогда каким боком к Новгороду Рюрик, умерший согласно летописи в 879 году?
Погуглите "рюриково городище".

"По числу находок скандинавского круга древностей в культурных слоях поселений (0,5 — 1,5 % от общего числа находок) Рюриково Городище, наряду с Гнёздовом на Днепре, является самым богатым на территории Восточной Европы. Они непосредственно следуют за такими центрами самой Скандинавии, как Бирка и Хедебю."

 

Не, ну на серьезных щах, историзировать вставную придумку вмонтированную в летопись не раньше второй половины 13ст. - это, конечно, афера века. Неонорманистам просто нужно знать простую вещь: "У Гезихия читаем: «Борисфен: Геллеспонт, есть и река», а Стефан Византийский сообщает: «Борисфен, город и река Понта; так же назывался и Геллеспонт до Геллы». А остальное, при изучении Иордана и скандинавских источников само приложится.  :D Впихивать невпихиваемое выдавая это за науку можно будет только школьникам. 

Ответить

Фотография ИванЛаптев ИванЛаптев 19.07 2022

Погуглите "рюриково городище".

1. "Рюриковым" оно стало только в XIX веке.
2. Это городище расположено в нескольких километрах от Исторического Новгорода (Детинца).

Можно где-то на окраине нынешнего Новгорода найти стоянку питекантропа.
Будет ли это иметь отношение к дате основания Новгорода?

Ответить

Фотография BKR BKR 19.07 2022

Нынешняя Рязань - в 50 км. от Старой Рязани.
Ответить

Фотография ИванЛаптев ИванЛаптев 19.07 2022

И вывод по Рязани?
Кстати нынешняя Рязань до 1778 года именовалась Переяславлем-Рязанским.
Сообщение отредактировал ИванЛаптев: 19.07.2022 - 19:16 PM
Ответить

Фотография Gundir Gundir 19.07 2022

1. "Рюриковым" оно стало только в XIX веке.

Так оно и просто Городищем стало не сразу. Первое упоминание в летописи под 1103 год, когда жизнь на нем уже замерла. Потому и "городище" А до того оно как раз Новгородом и называлось

 

2. Это городище расположено в нескольких километрах от Исторического Новгорода (Детинца).

Чтоб быть точным - ровно в двух. Это фигня. И, в период расцвета городища никаких детинцев просто не было. Его завел Ярослав, после переезда его администрации и вояк с Городища на Ярославово дворище. А Святослав с Вольдемаром сидели на Городище, как миленькие.

 

Можно где-то на окраине нынешнего Новгорода найти стоянку питекантропа. Будет ли это иметь отношение к дате основания Новгорода?

Вот только Городище синхронно ( отчасти) и, отчетливо связано.

Ответить

Фотография Sumi Sumi 19.07 2022

Вот, есть Нью Йорк, а Йорк в Англии, таких примеров куча. Если возник Новгород, значит был и Старгород? Может Олденбург ободритов, кажется, и был им?

Ответить

Фотография BKR BKR 19.07 2022

Едва ли какой-то город при своем основании сразу получает название "старого" (на любом языке).
Скорей сперва был просто "город" или "городище".
А когда его жители освоили местность рядом, ее назвали "новым городом" или "новгородом".
А то, что было просто городом, стало "старым городом", "старгородом" или осталось "городищем".
Ответить

Фотография ИванЛаптев ИванЛаптев 20.07 2022

Так оно и просто Городищем стало не сразу. Первое упоминание в летописи под 1103 год, когда жизнь на нем уже замерла. Потому и "городище" А до того оно как раз Новгородом и называлось
...
Чтоб быть точным - ровно в двух. 

Допустим Рюриково Городище когда-то называлось "Новгородом". 
Тогда как назвали населённый пункт, заложенный в X веке в 2 километрах от этого "Новгорода"? На месте нынешнего "Детинца"?
Новгород-2? New Новгород? 
Нелепица получается.

Ответить

Фотография ИванЛаптев ИванЛаптев 20.07 2022

Если возник Новгород, значит был и Старгород? Может Олденбург ободритов, кажется, и был им?

Под "Старым городом" или просто "Городом" могли подразумевать что угодно.  И Ладогу, и то же (Рюриково)Городище.
Если сейчас в России, Белоруссии и Украине масса населённых пунктов с названиями "Городок", "Старый городок", "Новый городок", то в древности могла быть масса безымянных "Городов". 
Так как города в Древней Руси отстояли далеко друг от друга, то большой путаницы не было. При необходимости позже добавлялись прилагательные "Клязьминский городок", "Академгородок" )))


Сообщение отредактировал ИванЛаптев: 20.07.2022 - 11:12 AM
Ответить

Фотография Gundir Gundir 20.07 2022

Допустим Рюриково Городище когда-то называлось "Новгородом". Тогда как назвали населённый пункт, заложенный в X веке в 2 километрах от этого "Новгорода"? На месте нынешнего "Детинца"? Новгород-2? New Новгород? Нелепица получается.

Это он же и был. Там возникает посад. А Детинец (административный и военный центр - на Городище. Просто возле Городища посаду не развернутся, место мало. Когда он разросся, то и перенесли. Никто не воспринимал эту конструкцию как два отдельных пункта. Недалеко начал селится промышленный и торговый люд.

Ответить

Фотография ИванЛаптев ИванЛаптев 20.07 2022

Это он же и был. Там возникает посад. А Детинец (административный и военный центр - на Городище. Просто возле Городища посаду не развернутся, место мало. Когда он разросся, то и перенесли. Никто не воспринимал эту конструкцию как два отдельных пункта. Недалеко начал селится промышленный и торговый люд

Погодите! Ничего одновременно не возникает!
Сначала по данным археологов возникло городище. Притом намного раньше. Первые находки - железного века.
С 7 века уже обнаруживаются земляные укрепления. И как этот город назывался - Новгород? Вряд ли.
Скорее всего просто Город.
Допустим на месте разрушенного Города очередной правитель возвёл новый и нарёк его Новгородом. 
В 10 веке в 2 километрах от этого Новгорода обнаружили более удобное место для хозяйствования, поставили дома и нарекли эти дома как? Опять Новгородом? А как жители определяли - в какой Новгород надо отправиться? 
Ерунда какая-то. 
Логичнее, что Рюриково Городище всегда было просто Городом или Городищем, а в 2 километрах основанное в 10-м веке поселение - нарекли Новгородом.
Поэтому новгородцы никак не могли пригласить Рюрика. Тем более, что викинги в приглашениях как правило не нуждались. 
P,S.
2 километра двум километрам рознь. Не так уж просто в Рюриково городище добраться из исторического Новгорода. Между ними течёт Волхов. 
Не случайно в черту Новгорода Рюриково городище было включено только в 1999 году.


Сообщение отредактировал ИванЛаптев: 20.07.2022 - 15:41 PM
Ответить