←  Выдающиеся личности

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Грабарь

Фотография BKR BKR 05.12 2022

Игорь Эмманулович Грабарь (1871-1960).

Русский и советский художник, ученый-искусствовед, реставратор, писатель, организатор музейного дела.

Его заслуга - сохранение и отбор новых картин и других объектов культуры, которые помогли сложиться цельным образам "древнерусской", "русской" и "советской" живописи.

Родился в Будапеште (тогда - Пешт) в семье русинов.

Отец: Эммануил Иванович Грабарь, юрист, член парламента Венгрии, участник славянского нац.-освободит. движения, в 1876 г. бежит в Россию под фамилией Храбров, преподает немецкий язык в Егорьевске Рязанской губернии.

Мать: Ольга Адольфовна Добрянская-Сачурова, дочь руководителя славянского движения в Австро-Венгрии, в 1880 г. возвращается в Закарпатье помогать отцу в борьбе против "мадьяризации" русинов.

И.Э. Грабарь - до революции:

Уже в гимназии Игорь проявил способность к рисованию и сочинительству: иллюстрирует произведения Н.В. Гоголя, публикуется в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Шут" и "Нива".

Заканчивает юрид. факультет С-Пб. универ-та и Высшее худ. училище при Императ. Академии художеств (мастерская И.Е. Репина).

Путешествует по Германии, Австро-Венгрии, Италии, Швейцарии, Франции, где изучает творчество Дега, Мане, Моне, Ренуара, Уистлера, Ван Гога, Гогена, Сезанна.

Два года живет и работает в Мюнхене, изучает историю техники живописи, рецептуры красок и лаков, затем два года преподает в Венеции в худ. школе Ажбе.

Возвращается в Россию в 1901 г., вступает в Союз русских художников, живет в подмосковных усадьбах, путешествует по России, организует выставки русских картин во Франции.

В 1906 г. избран пожизненным членом Осеннего салона в Париже.

В 1910 г. выходит из состава Союза русских художников и становится одним из учредителей нового общества русских художников "Мир искусства".

С 1910 г. готовит к изданию и издает первую в истории 13-томную энциклопедию "История русского искусства".

В 1913 г. женится первый раз (второй раз он поженится на родной сестре этой своей первой жены), рождаются дети, потом появятся внуки - тоже очень яркие и талантливые люди, причем в других областях науки (например, сын становится ярким диссидентом, а один из внуков стал всемирно известным биохимиком, создателем нового направления в этой науке).

В 1913 г. избран Московской городской думой попечителем Третьяковской галереи, осуществляет перевеску картин по историко-монографическому принципу. Пишет монографию о В.А. Серове.

В 1916 г. организует систему инвентаризации произведений в художественных хранилищах по разработанной им схеме.
Ответить

Фотография BKR BKR 05.12 2022

И.Э. Грабарь - в ходе и после Февральской, затем Октябрьской революции в России:

Организует выставки русских картин в США, занимается искусствоведением, входит в комиссии (или возглавляет их) по выявлению и спасению произведений русского и древнерусского искусства.

Ездит в экспедиции по России и другим странам.
Обнаруживает сохранившиеся иконы А.Рублева и других старых мастеров. В Нижнетагильском музее обнаруживает полотно "Мадонна" (Святое семейство, Рафаэль, 1509) и проводит его реставрацию в Москве. Публикует книги по искусству. Становится директором национализированной Третьяковской галереи.

1944-1960 гг. - руководитель и ответственный редактор переиздания "Истории русского искусства". В 1955 г. передает 26 своих картин в дар музею в Ужгороде (Зкарпатье).

1960 г. - похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Ответить

Фотография Ученый Ученый 05.12 2022

Грабарь был специалистом по иконописи и реставрации икон. Позднее размещу более подробный материал.

Ответить

Фотография BKR BKR 05.12 2022

Автопортрет 1934 г.:

29CC2E77-6180-43CB-A6AC-F63E0A66C273.jpeg

Картина Грабаря "Березовая аллея":

EBAB827C-656D-49C8-8511-B9BC7D5D34C6.jpeg

Попечитель (до революции), а затем - директор Третьяковской галереи:

4E50E3AD-EB58-4270-9604-91CC6E5B48E5.jpeg

Организатор Реставрационных мастерских:

5340AA7E-5853-4548-9943-75ED773D2457.jpeg

Автор статей и книг, создатель "Истории русского искусства":

6CDB284F-92AD-4384-9B0A-2B90DBC578EB.jpeg

А.Рублев. Деисус. Васильевский чин из Успенского собора во Владимире:

95807E5F-BE71-4770-ACA4-448B7B29F181.jpeg
Ответить

Фотография Ученый Ученый 05.12 2022

Грабарь. Февральская лазурь. Эта репродукция была в школьном учебнике, поэтому многие должны ее помнить.

 

1447149_original.png

Ответить

Фотография BKR BKR 05.12 2022

Грабарь. Февральская лазурь. Эта репродукция была в школьном учебнике, поэтому многие должны ее помнить

Это удивительная картина с невероятными градиентами оттенков синего цвета на белом снегу и на небе.

Ее можно увидеть сейчас в Третьяковке, она у входа во второй зал на 3-м этаже и напротив нее обычно стоит несколько человек, настолько эта синева притягивает взгляд.

Грабарь много работал над цветами в своих картинах. У него также невероятные оттенки белого цвета на одной из картин с заснеженной березой.

Многие свои работы Грабарь написал в стиле "пуантилизм" ("точечность", это неоимпрессионизм, сама техника появилась в 1885 г., когда Грабарь учился живописи).

Пуанты - это балетные туфельки. А в живописи - это маленькие точные мазки красок, которые раскрываются по-разному на разном расстоянии от картины (вблизи - мазня, а чуть отойдешь - шедевр, гениально) и под разными углами ее осмотра.

Это надо смотреть вживую, репродукции и фото этого не передают. И еще очень важно освещение картины.

Вот, кмк, типичный пример этой техники Грабаря ("У самовара"):

E5211B2A-9182-4309-B5CE-11FCE2830131.jpeg
Ответить

Фотография BKR BKR 05.12 2022

У Грабаря было здоровое чувство юмора и самоиронии.

В 1923 г. он работал в США (организовывал выставки) и вот тогда нарисовал там такой свой автопортрет с женой, в стиле "keep smiling", чтоб производить благоприятное впечатление пафосной успешности, вызывающей доверие у устроителей и публики:

E58C985E-338B-4E22-88A3-B10FF0FF4EB6.jpeg

Так-то ему там надо было выставлять картины, пропагандирующие революцию в России. Он организовал проведение трех таких выставок: на Манхеттене, Северную и Южную.
Ответить

Фотография Ученый Ученый 06.12 2022

Грабарь создавал и вполне официозные работы. Возможно, именно эта картина спасла художника от гибели, ведь он тесно сотрудничал с женой Троцкого Натальей Седовой-Троцкой.

 

Ленин у прямого провода. 1927-1933 гг.

 

d3amxe6e87pgxst4g299ajhlx43z27zg.jpg

Ответить

Фотография Ученый Ученый 06.12 2022

Грабарь разработал декрет «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения» – документ поистине фундаментальный. В преамбуле его напрямую указывалось на необходимость в корне пресечь «утрату культурных сокровищ народа».

 

Первый пункт нового декрета гласил: «Воспретить вывоз из всех мест Республики и продажу за границу кем бы то ни было предметов искусства и старины без разрешений, выдаваемых Коллегией по делам музеев и охране памятников искусства и старины в Петрограде и Москве при Комиссариате народного просвещения или органами, Коллегией на то уполномоченными».

 

Также Грабарь летом 1921 года вошёл в состав Музейной подкомиссии Смешанной российско-украинско-польской комиссии, работавшей в рамках Рижского – мирного – договора, заключённого после советско-польской войны и неудавшегося похода Красной Армии на Варшаву.  Один из пунктов этого мирного договора обязывал РСФСР и УССР вернуть захваченные начиная с 1 января 1772 года в Польше трофеи, а также и предметы культурно-исторического достояния польского народа, при тех или иных обстоятельствах оказавшиеся в России или на Украине – то есть все библиотеки, архивы, археологические собрания, произведения искусства, реликвии, всякого рода коллекции. Но благодаря Грабарю в том же договоре возник небольшой параграф: «Систематизированные, научно обработанные и представляющие законченное целое коллекции, являющиеся основой сокровищниц мирового культурного значения, не должны подлежать разрушению». Сделано это было ради спасения коллекции Эрмитажа, обладавшего наиболее полной коллекцией голландских мастеров «золотого века» Возрождения.

 

Именно благодаря этому пункту за Эрмитажем остались несколько полотен Рембрандта и Фрагонара.

 

К 1921 году золотой запас Российской империи был уже вчистую проеден большевиками. Только по Брестскому миру большевики отдали Германии золота на сумму более 120 млн руб. Контрибуция Польше после проигранной войны и «подарки» прибалтийским соседям превысили 30 млн руб., безвозмездная помощь Турции в 1920–1921 годах – 16,5 млн рублей, огромные средства разом ушли на помощь коммунистическим партиям в Европе.

 

7 февраля 1921 года Ленин подписал знаковое постановление Совнаркома: «О составлении государственного Фонда ценностей для внешней торговли». Текст постановления гласил:

«1. В целях составления государственного запаса художественных ценностей и предметов роскоши и старины, могущих служить предметами вывоза за границу, Народному комиссариату внешней торговли предоставляется право образовать в местах, где он найдёт нужным, экспертные комиссии, действующие на основе положений, утверждённых Наркоматом внешней торговли по соглашению с Наркоматом просвещения и Наркоматом финансов.

2. На экспертные комиссии возлагается отбор, классификация, оценка и учет могущих служить для экспорта предметов для художественных и антикварно-исторических, а также предметов роскоши. В состав экспертных комиссий входят представители соответствующих отделов Наркомата просвещения (Главмузея и Изобразительных искусств)...»

 

Все ценности везли в здание бывшей Ссудной казны, одного из российских государственных банков. Это особняк и сегодня стоит в Настасьинском переулке на Тверской: нарядный стилизованный русский терем, облицованный белым, зелёным, голубым глазурованным кирпичом, кованные флюгеры. Неискушённые граждане и не сразу замечают, что у этого терема есть второе – огромное – здание, построенное перпендикулярно фасаду. Именно в этой неприметной махине и скрываются самые надёжные в России бронированные подвалы Гохрана – Государственного хранилища ценностей, куда в начале 20-х чекисты со всей страны свозили конфискованные ценности. И именно здесь Грабарь и его коллеги оценивали вещи: что можно оставить, что – продать.

 

Особенно прибавилось работы после декретов ВЦИК «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях» и «О порядке изъятия церковных ценностей».

Грабарь отчитывался: за четыре месяца 1921 года сотрудники Музейного отдела успели побывать в 687 городах, сёлах, монастырях и отобрать там, а также и в самом Гохране, на продажу свыше 14 тысяч предметов из 24 тысяч изъятых. Остальные осели в «фондах».

 

Желающих купить по бросовым ценам русский антиквариат было более чем достаточно – начиная с Арманда Хаммера, приехавшего Москву в 1921 году, с ходу предложившего Ленину свои посреднические услуги по продаже царской коллекции бриллиантов, до нефтяного жулика Калуста Гульбенкяна, сделавшего состояние на импорте в Турцию керосина из России. Гульбенкян предложил в обход санкций под маркой своей нефтяной компании везти советскую нефть на Запад, а взамен просил продать ему 18 лучших картин Эрмитажа за 10 миллионов рублей, причём в число этих картин входили такие шедевры, как «Блудный сын» Рембрандта и «Мадонна Альба» Рафаэля. 

 

Разумеется, партийные сановники были уверены, что эти проходимцы их обманывают, поэтому они стали по совету Грабаря сами искать выходы к западному покупателю.

Первой официальной выставкой-распродажей музейных картин стала «Первая русская художественная выставка», открывшаяся в октябре 1922 года в одной из самых престижных галерей Берлина – Ван Димена. Грабарь лично отобрал 200 картин – лучшие произведения русского авангарда.

 

Зимой 1923 года Грабарь организует выставку-продажу «Русская художественная выставка» в США – 940 полотен и рисунков. И хотя успех оказался неожиданно скромным, дело пошло.

 

Весной 1925 года было создано ВОКС – Всероссийское общество культурных связей за границей, возглавила которое родная сестра Льва Троцкого – Ольга Каменева, первая жена председателя Моссовета и зампреда Совнаркома Льва Каменева.Индульгенция Грабаря - новости русская жизнь Медиапроект s-t-o-l.com

Ответить