5 (19)

Легенды и Были

16.05.2002

 

Добрый день дамы и господа!

Добрый день дорогие друзья, уважаемые дамы и господа, сэры и сеньориты.

     После значительного перерыва рассылка "Легенды и Были" опять вышла в свет. Столь длинный перерыв однозначно ничем нельзя оправдать, но надеюсь, Вы будете более благосклонны, чем я сам к себе.

       Все рассылки выпускаются на некоммерческой основе, поэтому приходится отрывать для столь любимого хобби один-два часа в день, что при серьезности тему обсуждения и обилии материала катастрофически мало. К тому же, что бы не прослыть демагогом и популистом, каждый вывод приходится проверять и перепроверять. Думаешь, ну еще денек, еще два, а вот задержка получилась на два месяца. Одно хорошо - столь долгий срок дал возможность поменять концепцию рассылки и представить новую версию на Ваш строгий суд.

      В чем ее особенность?
     Во-первых, рассылка не очень рекламируется (если не сказать правдивее), в каталогах находится не на первых позициях, и если Вы все таки ее нашли и подписались, значит в истории Вы не новичок и в наши стройные ряды влился далеко не случайный человек. Поэтому Вам уже не придется просто читать рассылку, а серьезно проработать весь материал и ответить самому себе на поставленные вопросы.

      Во-вторых, объем предложенного материала никак не будет втиснут в рамки одного выпуска, а разбит на несколько частей. Таким образом и периодичность выпуска будет соблюдена, и весь материал будет опубликован.

     Сегодняшний выпуск посвящен самым первым упоминаниям о зарождении славянского государства на территории Восточной Европы. Из первых летописных хроник типа ПВЛ до нас дошли истории о киевских князях Аскольде и Дире. Попробуем же разобраться - кто есть кто, и было ли это на самом деле.

     Помните наши учебники истории? В них было написано приблизительно следующее:

"Повесть временных лет" сообщает, что у варяжского князя Рюрика, правившего в Новгороде, было два мужа - Аскольд и Дир, не родственники его, но бояре. И отправились они в Царьград со своим родом. Когда они плыли по Днепру, то увидели на горе небольшой город и спросили: "Чей это город?" Тамошние жители ответили: "Было три брата - Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и умерли. Мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд и Дир остались в этом городе, собрали у себя многих варягов и стали владеть землей полян.
В 866 году Аскольд и Дир отправились войной на греков. Царь Михаил был в это время в походе на арабов, и дошел уже до Черной речки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград. И возвратился царь. Русь же на двухстах кораблях вошла внутрь Суда, многих христиан убила и осадила Царьград. Предместья города были ограблены, жилища и нивы сожжены, множество детей, женщин и стариков перебито. Вода в реках обратилась в кровь, источники и водоемы нельзя было узнать, так как все они были завалены мертвыми телами.
Но тут внезапно поднялась буря с ветром, и великие волны разметали все русские корабли, их прибило к берегу и переломало, так что немногим из них удалось вернуться домой.
В 879 году на севере умер Рюрик, передав княжение Олегу, родичу своему, и отдав ему на руки своего сына Игоря, ибо тот был еще очень мал. Три года спустя Олег выступил в поход, взяв с собою много воинов, и пришел к горам Киевским, и узнают Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Он спрятал своих воинов в ладьях, других оставил позади, а сам послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де мы, купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря, придите к нам, к родичам своим. Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей. И сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", а когда вынесли Игоря, добавил: "Вот он, сын Рюрика". И так убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли. А Олег сел княжить в Киеве.


Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.

     Очень обидно, что в таких изданиях типа "серия все …" собираются откровенный байки и анекдоты. Так и хочется спросить: "Константин Рыжов, вы батенька на кого работаете? Если не по злому умыслу написали весь этот бред, то значит вы просто глупец и халявщик. Если же смеете держать ответ за свои слова, то действовали сознательно, а это уже преступный промысел. И за это надо по шее бить."

      Первое, что вызывает смех в этой галиматье, так это прямая речь. Кто-то видно присутствовал при разговоре и смог документально засвидетельствовать именно такой разговор. Ссылка в данном случае на ПВЛ не очень уместна, ибо сама ПВЛ вызывает не однозначную реакцию. А ведь именно на цитатах и строиться весь рассказ. Если интерпретировать выдержку из сборника "Все монархи мира" на современный язык и проанализировать каждое предложение, то получается полная нестыковка. Давайте проверим на практике.

1). "Повесть временных лет" сообщает, что у варяжского князя Рюрика, правившего в Новгороде, было два мужа - Аскольд и Дир, не родственники его, но бояре.
Если Рюрик правил в Новгороде, то он новгородский князь, если же он был князем у варягов, то тогда он не имел никакого отношения к Новгороду. Тем более, что у варягов не было князей. Если принять во внимание, что Рюрик был предводителем варяжской дружины, то Аскольд и Дир никак не могли быть боярами. Этот термин появился на Руси гораздо позднее. И к чему это летопись намекает, что они были не родственники. В бандитской шайке все равны и кровные узы не имели никакого значения.

2). И отправились они в Царьград со своим родом.
В те времена в Царьград ездили наниматься на службу к византийскому императору. Ватага добрых молодцев могла поехать на службы, только будучи полностью уверена, что ее примут. Путешествие туда и обратно как-то очень разорительно. Самим то ехать опасно, а тут еще свой род: дедушки, бабушки, малолетние дети орут. Род всегда находился на родовой земле и ждал свою ватагу с добычей, никто и никогда его не тянул, тем более в Царьград.

3). Когда они плыли по Днепру, то увидели на горе небольшой город и спросили: "Чей это город?" Тамошние жители ответили: "Было три брата - Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и умерли. Мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд и Дир остались в этом городе, собрали у себя многих варягов и стали владеть землей полян.
Отправиться в Царьград можно было двумя способами: пешим и водным. Аскольд и Дир "плыли по Днепру", значит выбрали водный способ. Водный маршрут тоже был двойной: через Балтику, Английский канал, Гибралтар и Средиземное море (тем более, что этот маршрут был им хорошо знаком) или речной путь через Двину, Днепр и Черное море. Но тогда этот путь должен был тоже хорошо известен. Как-то наивно смотрится вопрос: "Чей это город?". Киев расположен уж очень далеко от Хазарии, и если местные жители платили дань, то это был явно не маленький городок на холме. Тем более странно, что варяги его не знали. Что же их заставило прервать свое заграничное турне и осесть в Киеве не совсем понятно. Если Киев был маленьким городишкой, то прокормится ватаге викингом было бы в нем довольно трудно. А если Киев был большим богатым торговым центром, который и привлекал внимание Хазарии, то и охрана была солидная, бедных туристов разметали бы в два счета. И где это Аскольд и Дир собрали "многих варягов"? Такое чувство, что они прятались за первым бугром.

4). В 866 году Аскольд и Дир отправились войной на греков. Царь Михаил был в это время в походе на арабов, и дошел уже до Черной речки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград. И возвратился царь. Русь же на двухстах кораблях вошла внутрь Суда, многих христиан убила и осадила Царьград. Предместья города были ограблены, жилища и нивы сожжены, множество детей, женщин и стариков перебито. Вода в реках обратилась в кровь, источники и водоемы нельзя было узнать, так как все они были завалены мертвыми телами.
И где это Аскольд и Дир набрали стольких добровольцев, чтобы оснастить двести кораблей. Такая экспедиция дорого стоит и в случае неудачи грозит большими неприятностями. Цель похода такого рода - грабеж и мародерство, то кровавых вакханалий дело редко доходило, все больше откупались богатыми дарами. А уж Византия знает толк в таких мероприятиях. Тем более странно выглядит басня о бесчисленных жертвах - Император Михаил уже на подступах к городу и как-то недосуг заниматься резней.

5). Но тут внезапно поднялась буря с ветром, и великие волны разметали все русские корабли, их прибило к берегу и переломало, так что немногим из них удалось вернуться домой.
Великая буря с ветром уж очень смахивает на мистику. Летописец опять совершил прокол - если была осада и "страшная резня", то славянская ватага высадилась с кораблей. Не очень удобно сидеть на корабле и убивать местных жителей. Потеря транспортной эскадры не очень страшно, если ты на суше. Ведь пеший путь никто не перекрывал?

6). В 879 году на севере умер Рюрик, передав княжение Олегу, родичу своему, и отдав ему на руки своего сына Игоря, ибо тот был еще очень мал. Три года спустя Олег выступил в поход, взяв с собою много воинов, и пришел к горам Киевским, и узнают Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Он спрятал своих воинов в ладьях, других оставил позади, а сам послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де мы, купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря, придите к нам, к родичам своим. Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей. И сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", а когда вынесли Игоря, добавил: "Вот он, сын Рюрика". И так убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли. А Олег сел княжить в Киеве.
Отчего умер Рюрик и умер ли он своей смертью не совсем ясно. Странно другое - что заставило Олега с малолетним сыном Рюрика пустится в дальнее и опасное путешествие. Вот так, просто не бросают насиженное место. Кто же остался вместо Олега? И зачем в боевой поход взят маленький ребенок? В те стародавние времена нравы были подстать нынешним и Олегу ничто не мешало втихаря придушить младенца или перерезать горло. И правь спокойно в Новгороде и будь светлым князем. И чего его понесло в Киев? Украинского борща захотелось или галушек? А может черноокая дивчина спидманула? Тем более странно выглядят речи про княжеский род. Олег может быть в Новгороде и княжеского рода, только в Киеве это липовое княжеское звание ничего не стоило. Тем более если известно, что у варягов не было титулов.

      Одним словом темная история. Мне думается, главная затея этой сказки была в том, что бы убрать с глаз долой нежелательных статистов, то есть самих славян.

А как Ваше мнение?

 

С уважением.
Архивариус.